Одной из десяти тысяч введенных ЕС против РФ санкций стал запрет на импорт автомобилей, стоимостью более 50 000 евро. Американский и японский аналог, естественно, так же присутствуют. Казалось бы, богачи всей страны должны загрустить и занемочь, ведь придется ездить на старых Mercedes и Cadillac, уже не козырнуть новым Lexus. Однако человек, достигший успеха и достатка, устроен несколько иначе: волны рестрикций и запретов разбиваются о природную изворотливость и смекалку, глубоко и надежно зашитую в ген русского человека. Так что запрет был изначально обречен, а спустя несколько дней после введения сама история подтвердила догму.
Основной принцип любых санкций — денежный след. Любой перевод, сделанный через SWIFT, можно проследить. Будем честны, это правило действует для любой системы платежей, кроме откровенно криминальных. Несмотря на то, что «Свифт» — частная компания, перемещением денег по планете интересуются регулярно и занимаются этим вполне конкретные люди с вполне понятными задачами. Таким образом, запрет автоматически «накрывает» любой перевод свыше определенной суммы или со счета «наказанного» банка. Банк-получатель, увидев подобную транзакцию, ее просто не примет, развернув восвояси. Последствия сильно выше прибыли, а рисковать никто не хочет.
Второй барьер — таможня. Она просто не пропустит купленный автомобиль, сославшись на законодательные ограничения. Если с «пограничными» вариантами еще можно что-то придумать — купить или оформить подержанную машину за 49 990, например — то с новым Range Rover, Mercedes s-klasse или BMW X7 такой фортель не прокатит. И тут в дело вступает смекалка.
Классический метод покупки «бэушки» в Европе выглядит так. На аукционе или у частного лица приобретается автомобиль, который встает на автовоз до Вильнюса или на паром до Клайпеды, оттуда едет в Белоруссию, где проходит таможню, дальше — получение СБКТС, кнопки «ЭРА-ГЛОНАСС» и паспорта транспортного средства. С «подсанкционными» авто такое не пройдет. Однако есть и альтернативный вариант, позволяющий получить любой автомобиль.
Обладатель двойного гражданства — паспорта РФ или Белоруссии, а также обязательно любой страны ЕС — покупает в Старом Свете автомобиль на себя, пересекает еврограницу, как гражданин, а потом российскую границу тоже как гражданин. Ни те, ни другие погранцы-таможенники останавливать и предъявлять претензии права не имеют.
Далее «покупатель» приходит в таможенный орган по месту жительства и «сдается»: хочу растаможить машину. После оплаты взноса, получения документов и обустройства «эры», машина обретает ПТС. И благополучно продается тому, кто о ней мечтал и горячо желал. Все по закону, никакого обмана.