В эпоху перемен Россия всегда заезжает на авто с правым расположением руля: так было в начале девяностых, когда «марки», «кресты» и прочие «лоурелы» были фундаментом парка «иномарок»; так случилось и в 2022-ом, когда JDM стал самым выгодным предложением на вторичке.
Сколь веревочке не виться, а руль и ныне там. Объясняется это не только ценой, которая с падением йены и ростом рубля вновь открыла порт Владивосток для всей автомобильной России, но и качеством тех самых машин для домашнего японского рынка.
Они действительно надежнее, крепче, ресурснее да и покрашены лучше. Каналы налажены, поставки идут без перебоев, а предложений по запчастям и ремонту — в достатке. Один вопрос: почему расчетливые и хозяйственные белорусы, оказавшиеся в том же экономическом анклаве, что и россияне, так и не перешли на «правый руль»?
На улицах и дорогах республики можно встретить все, что угодно: древние VW и новенькие Porsche, старинные Citroёn и современные Peugeot, автобусы и универсалы, седаны и кроссоверы. Нет там только т/с с правым рулем. Ни одного. Если и встречается где космические формы азиатской модельной линейки — номера на них российские. Воистину, центр Европы, который предпочитает исключительно европейские автомобили.
Однако помимо географии есть в этой специфике и вполне трезвое обоснование: в Белоруссии праворульный автомобиль нельзя поставить на учет, а также пройти обязательный техосмотр. Как только сотрудник видит «руль в бардачке» — тут же дает от ворот поворот, ибо в местном регламенте, в отличии от российского, стоит четкий и конкретный крест на всем JDM: руль только слева.
Впрочем, белорусы не были бы белорусами, если не находили обходные пути на всякое действующее законодательство: увидев привлекательный автомобиль с правым расположением руля, но при этом удобной компоновки и богатого оснащения, тут же следует вопрос о возможности переноса рулевой колонки на законодательно определенное место.
Позволить себе такое могут не все модели, но некоторые — вполне: например, популярный микроавтобус Honda Elision производился в леворульном оснащении для американского рынка, поэтому имеет все технические возможности для «перевооружения». Помимо выштамповок и прочих «инженерных» элиментов, «Елисей» позволяет раздобыть такую нужную торпедо и прочие элементы салона, которые способствуют «переобувке» автомобиля из праворульного в леворульный.
Тоже самое можно сказать и про Toyota Alphard, который даже в РФ официально продавался. И такая машина в Белоруссии уже может не только встать на учет, но и пройти техосмотр. А вы говорите: таможенный союз — все равны…