82693

Полицейский разворот, или Как уйти от погони

Практика экстремального вождения профессиональных телохранителей
Даже если вам трудно представить себя VIP-жертвой некоего VIP-недруга, и вы живете вдали от «горячих точек», помните: ДТП – не единственная угроза жизни при поездке в автомобиле. И на мирных дорогах случаются погони, а бывает, и постреливают. Что делают профессиональные телохранители, сотрудники спецслужб и прочие джеймс-бонды в случае погони на авто с реальной огневой атакой?
Поделиться
Изображение Полицейский разворот, или Как уйти от погони

Чем эффектней погоня выглядит в кино, тем она опасней в реальней жизни. Для того, чтобы благополучно уходить от нее под обстрелом, необходимо напрочь забыть, что показывают в кино, а также долго и кропотливо обучаться у соответствующих профессионалов.

По свидетельству телохранителя с внушительным стажем Романа Адамова, при обстреле машины в движении преступники все чаще используют мотоциклы, которые легко маневрируют в плотном потоке. Без машины сопровождения такую угрозу отвести непросто, но в зависимости от конкретной ситуации опытный телохранитель может попытаться сбить киллера-мотоциклиста, используя массу своего автомобиля.

В любом случае, где бы ни находился киллер – в авто или на мотоцикле – задачи жертвы будут зависеть от конкретно сложившейся ситуации. Итак, цели могут быть следующие: как можно быстрей оторваться от погони; найти способ обезвредить злоумышленника; усложнить киллеру стрельбу. В арсенале профессионального телохранителя, обученного навыкам экстремального вождения, для каждой из этих задач, имеется на вооружении ряд далеко непростых маневров.

ОТТОЛКНИ УБИЙЦУ

Как минимум, в зависимости от обстоятельств, водитель-профессионал попытается вытолкнуть с дороги транспортное средство, представляющее угрозу. При этом главное условие – сохранить траекторию движения собственной машины. Обычно нападают, обгоняя слева: для того, чтобы открыть стрельбу или чтобы прижать преследуемого к обочине и остановить. Следует знать, что отталкивание на скорости свыше 60 км/ч менее эффективно, так как в этих условиях сохраняется слишком высокая сила инерции: после удара автомобиль не скатывается с дороги, а лишь виляет. Наиболее оптимальным отталкивание будет при скорости не выше 40 км/ч. При правильно проведенном маневре вполне реально столкнуть даже гораздо более тяжелую машину.

 

БЕЙ В БАМПЕР, ЖМИ НА ГАЗ

Если у преследователя цель догнать и остановить кого-то, то он непременно будет подстраиваться под манеру езды преследуемого объекта. То есть, в любом случае, снижая скорость, профессионал спровоцирует сделать то же самое и противника. Для маневра отталкивания опытный водитель обязательно сократит дистанцию до борта машины преследователя примерно до 50-30 см. Когда заднее колесо противника минует передний бампер, профессионалу достаточно по легкой дуге направить левый передний угол своей машины в наиболее уязвимую часть машины противника. У большинства автомобилей это место расположено в самой легкой части, близ заднего бампера. При этом профессионал «топит газ» и ни в коем случае не тормозит, чтобы силы инерции хватило на то, чтобы развернуть противника. Как следствие – машина преследователя опишет дугу, либо съедет с трассы, либо окажется развернутой в противоположном направлении. В любом из этих случаев у потенциальной жертвы велик шанс уйти от погони довольно далеко.

Если удар придется в другое место, где-нибудь между передних и задних колес, то оттолкнуть противника с разворотом не удастся: в отношении таких ударов автомобили гораздо устойчивее. В этом случае профессионалы повторяют маневр отталкивания.

ИДУ НА ТАРАН

Часто злоумышленник перекрывает трассу автомобилем. Угроза очевидна, а объехать или развернуться уже нет возможности. В этом случае умелый водитель «притопит» газ в пол и направит свою машину прямо в препятствие, то есть отважится на настоящий таран. Это самый экстремальный способ прорваться через препятствие, поэтому его нельзя применять против тяжелых грузовиков, автобусов и строительной техники. При этом есть правила, которые позволят провести его максимально эффектно.

Во-первых, таран нельзя производить при скорости свыше 40 км/ч. Не секрет, что это чревато тяжелыми травмами и даже гибелью водителя и пассажиров. Обычно скорость сбрасывается до 20 км/ч как раз к моменту, когда до препятствия остается расстояние, равное примерно одному корпусу автомобиля (около 4 метров). Как раз в этот момент резко поддается газ и поворачивается руль, чтобы резкий удар был нанесен не «в лоб», а по скошенной траектории – передним левым или правым углом машины, причем в наиболее уязвимое (легкое) место препятствия. Цель одна – развернуть его, освободив путь. А уязвимые места машины противника расположены по краям кузова: это либо заднее крыло максимум в 45 см от заднего бампера, либо переднее крыло в 30 см от переднего. Чаще всего наносят удар в заднюю часть, так как там расположен легкий багажник, а не тяжеленный моторный отсек, и препятствие в этом случае легче разворачивается. После тарана движение продолжается с ускорением на предельной скорости в любом направлении.

 

РАЗВОРОТ ПО СХЕМЕ «К»

Существует способ избежать препятствие с помощью разворота. Если трасса слишком узка для выполнения обычного U-образного разворота, профессионалы с помощью заднего хода используют К-образный разворот. Значительно более сложны так называемые полицейские развороты на 180°, которые применяют, когда нет возможности объехать препятствие и нет времени на К и U-образные.

Полицейский разворот выглядит так: сперва автомобиль разворачивается на 180°, затем проезжает какой-то путь задним ходом, снова совершается разворот на 180° и едет дальше прямым курсом.

Но, во-первых, чтобы качественно выполнить данный маневр, автомобиль должен быть исправен. Во-вторых, подразумевается, что машина оснащена механической трансмиссией и исправным ручным тормозом.

Как правило, такой разворот на 180° никогда не делают при скорости свыше 60 км/ч, иначе это часто завершается опрокидыванием автомобиля. Развороты на 180° производятся вперед и назад. Передний разворот осуществляется с помощью торможения, а при заднем лучше вообще не притормаживать. Чрезвычайно важно синхронизировать торможение и быстрое вращение руля так, чтобы корма машины развернулась на 180° к моменту, когда инерция движения вперед почти погашена. В этом случае есть возможность сразу возобновить движение в обратном направлении.

Следует учитывать разницу, на каком покрытии делается полицейский разворот. От этого зависит, какую выдерживать скорость. К примеру, если дорога скользкая (мокрая или заснеженная), то для маневра может хватить и 20 км/ч. Если же полицейский разворот планируется осуществлять на сухом покрытии, то скорость, как минимум, должна быть в два раза выше.

Как только необходимая скорость набрана, необходимо резко переключить ручку положения КП на нейтральную передачу и одновременно с этим резко повернуть рулевое колесо в любую из сторон. Одно временно с этим водитель должен успеть натянуть ручник, с помощью которого как раз и задается необходимый импульс для разворота.

Как правило, происходит это мгновенно, поэтому по завершении первой части разворота на 180 градусов водитель должен быть готов к непродолжительной езде задним ходом. Естественно, для этого после завершения маневра необходимо снять авто с ручника, включить заднюю скорость и проехать какое-то расстояние. Чтобы вернуть авто в первоначальное положение, набирается максимальная скорость, ручка трансмиссии выставляется на «нейтралку», а далее – резкий поворот рулевого колеса и снова ручник. Затем включается первая скорость и педаль газа нажимается в пол.

...Профессионалы, как правило, успевают продумать заранее, какой способ разворота на 180° предпочтителен в конкретной ситуации – в зависимости от степени опасности, расположения людей, других автомобилей, столбов, деревьев, сооружений и прочих предметов. Но не стоит забывать, что для овладения описанными навыками требуются тренировки и определенная практика под руководством профессионалов. Другими словами, данный материал не является инструкций к применению. Ни в коем случае не стоит даже пытаться применять любой из описанных маневров без специальной подготовки. И тем более – на дорогах общего пользования. Это крайне опасно для жизни.