Главный принцип при езде зимой — волевым решением заставить себя как можно меньше крутить руль и всегда нажимать на педаль газа в стиле «медленно и печально». Причем относится это к машинам с любым типом привода. Зимой опасно не только превышение разумной для текущих условий скорости, но и небольшие рывки, на которые летом внимания не обращаешь. Дело в том, что даже при движении по прямой, но скользкой дороге (накатанному снегу, например) колеса держат автомобиль гораздо хуже, чем на сухом асфальте. И любой толчок может нарушить хрупкое равновесие воздействующих на машину сил, отправив ее в неуправляемый полет.
Таким «спусковым крючком» может стать все, что угодно. Чуть более резкое движение руля при обгоне или объезде какой-нибудь неровности, судорожное нажатие на педаль газа, от которого одно из ведущих колес на долю секунды забуксует, потеряв сцепление с дорогой. Про резкое торможение можно и не говорить: клевок «морды» при нажатии на тормоз, передние колеса загружаются и лучше цепляются за полотно дороги, задние — наоборот, и вот уже багажник поехал обгонять капот… Кстати, одна из самых частых ошибок водителя, приводящих к путешествию в отбойник или в бок соседа по потоку — страх.
Чуть-чуть повело переднеприводную машину в сторону на скользком покрытии, и человек рефлекторно резко снимает ногу с педали газа в попытке сбросить скорость. От этого машина начинает притормаживать двигателем, загружаются передние колеса, а дальше — приключения по вышеизложенной схеме с финишем в канаве. Владельцев кроссоверов зимой частенько подводит кем-то придуманная аксиома, будто «полный привод лучше держит дорогу». На самом деле в скользкую погоду он лишь помогает заметно проще разгоняться. Тормозит и управляется автомобиль точно также, как и моноприводные машины — исключительно в зависимости от качества резины и мастерства водителя.
«Поймать» уходящую в занос машину с приводом только на передние или только на задние колеса гораздо проще, нежели 4×4. Самое противное в подобных ситуациях то, что даже самые продвинутые электронные системы стабилизации могут оказаться не в состоянии помочь. Если машину уже начало вращать вокруг вертикальной оси, то как ни блокируй-разблокируй колеса, как ни «души» обороты мотора, а неконтролируемое движение уже началось. Поэтому лучше такие ситуации изначально не провоцировать, выбирая неторопливый стиль езды.