Пожалуй, чаще всего неопытные водители неправильно выбирают скорость при обгоне. Ведь главное при опережении тихохода, особенно когда для этого нужно выехать на полосу встречного движения, — как можно быстрее вернуться в свой ряд. Опытный водитель постарается поддать газу, переключиться на пониженную передачу, чтобы набрать для опережения как можно более высокую скорость, и как можно быстрее завершить маневр. А новичок будет обгонять медленно и печально, без особого ускорения. Некоторые из-за этого умудряются болтаться на встречной полосе по минуте-другой. И хорошо, если в это время там не оказывается идущего в лоб транспорта.
Вторая ошибка присуща не только неопытным, но и «отмороженным» водителям. Это обгон на подъеме или в повороте, когда не видно, свободна ли «встречка» впереди. Обычно в таких местах устанавливают знаки, запрещающие маневр, или рисуют сплошную разметку по осевой. Но даже если ничего подобного не обнаруживается, нарушение правила «не вижу — не еду» — прямая дорога если не на кладбище, то на больничную койку. Встречный «КамАЗ» скидки на неопытность давать не умеет.
То же правило «не вижу — не еду» стоит строго выполнять и при оценке возможности обгона на прямой ровной дороге.
Типичная ошибка новичка — прижаться практически вплотную к корме медленно идущей фуры, чтобы она практически полностью закрывала обзор, и после этого вслепую вылезать на «встречку» для обгона, рискуя встретить там мгновенную и глупую смерть. На самом деле следует оставить между бампером своей машины и противоподкатным брусом грузовика хотя бы метров 20, потихоньку «выглянуть» из-за большегруза, оценив дистанцию до ближайшего встречного авто, и только если оно действительно далеко, давить педаль газа в пол и разгоняться для обгона.
Еще один способ стать участником тяжелого ДТП на высокой скорости часто «используют» даже очень опытные водители. А всего то нужно — перед началом маневра посмотреть в зеркало заднего вида и убедиться, что тебя самого в этот момент не обгоняют. Перестроение не глядя, прямо в бок машине, которая уже пошла на обгон, грозит тем, что вы банально отправите ее кувыркаться по кустам на противоположной стороне дороги. Да и сами от неожиданности можете слишком резко дернуть рулем для возврата в свою полосу и потерять контроль над машиной, уйдя в неуправляемый занос.
Кроме того, надо помнить, что во время дождя или просто на мокрой трассе, по возможности, лучше от обгонов воздержаться. Ведь при этом приходится серьезно увеличивать скорость, а аквапланирования при попадании в лужу на встречной полосе никто не отменял.