Недавно достоянием телеграм-каналов, следящих за событиями в зоне СВО, стало любопытное видео, снятое российским беспилотником. На нем запечатлен момент атаки БПЛА по припаркованной в лесопосадке бронемашине бандеровцев. Этот ролик уникален тем, что жертвой российского дрона стал образец по-настоящему редкой и современной техники НАТО — боевой разведывательной машины Fennek.
Ее без преувеличения можно считать отличным продолжателем дела древних советских бронированных разведывательно-дозорных машин БРДМ-1 и БРДМ-2. Серийный выпуск последней был прекращен еще в 1982 году. А разработка Fennek началась в начале 1990-ых.
Машина создавалась в кооперации с немецкой Krauss-Maffei Wegmann и нидерландских SP Aerospace и Vehicle Systems BV. Новинка должна была закрыть нишу легких разведывательных броневиков в армиях стран-разработчиков. Название броневичку дали не случайно. Дело в том, что фенек — это миниатюрная пустынная лисичка с огромными, почти несоразмерными ее голове ушам. Они ей нужны для охоты. Зверек ведет ночной образ жизни и ему приходится «выслушивать» свою добычу и потенциальные опасности.
Прототип БРМ Fennek был готов к 2000-ому, а серийное производство развернули в 2001-м. В базовом оснащении аппарат носит обозначение LVB (Licht Verkennings-en Bewakingsvoertuig). ФРГ получила 178 таких ТС, а Нидерланды — 202. Подобного количества «пустынных лисичек» армия этой страны переварить не смогла.
В связи с чем с 63 из них сняли разведывательное оборудование и назвали Fennek AD (algemene dienst) — бронетранспортеры общего назначения. Правда, Нидеранды отправили укронацистам не все из них, а лишь девять штук. Видимо, «такая корова нужна самому».
Поскольку Fennek создавался в первую очередь для разведывательных целей, его корпус старались сделать максимально низким, чтобы снизить заметность. Машина получилась по настоящему «мелкой» — менее 180 см в высоту. При ширине в 2,55 и длине 5,58 метра. При этом дорожный просвет у нее вполне внедорожный — 40 см. Крайне приземистый силуэт с «широко расставленными колесами» — фирменная черта авто.
Дизельный шестицилиндровый 240-сильный двигатель Deutz BF 6M2013C расположен в корме. Трансмиссия — 6-ступенчатый «автомат». Привод — 4х4, где четыре приводных вала расходятся от КП к каждому из четырех колес. Максимальная скорость по шоссе -115 км/ч.
Водитель располагается в передней части машины в кабине, имеющей не только переднее остекление, но и боковые окна. Иначе говоря, мехвод имеет обзор на 180 градусов. Командир БРМ и оператор оружия располагаются в боевом отделении за спиной водителя.
Для входа-выхода экипажа предусмотрены три люка в крыше и две боковые двери. Корпус обеспечивает защиту от бронебойных пуль калибра 7,62 мм. Для улучшения этого показателя предусмотрена возможность даже в полевых условиях навесить на борта Fennek дополнительное бронирование. В базовом варианте вес конструкции — 9,7 тонны. С навесной броней эта цифра будет выше.
В качестве вооружения Fennek может нести 12,7-мм или 7,62-мм пулемет. Существует возможность оснащения и 40-мм гранатометом. Но главное оружием тут — выдвижные «уши»: станция оптоэлектронной разведки с черно-белым тепловизором на выдвигаемой вверх (на 1,5 метра) штанге и навигационный комплекс, сочетающий высокоточную инерционную и GPS-системы определения координат.
Для передачи полученных данных «лисочка» оборудована продвинутой системой защищенной радиосвязи. Существуют также варианты, оборудованные не разведывательной аппаратурой, а зенитными и противотанковыми ракетными комплектами.
Как уже говорилось выше, у части своих БРМ Fennek голландцы демонтировали разведывательное оборудование, довооружив их американскими крупнокалиберными 12,7-мм пулеметами Browning М2НВ. Судя по всему, в таком виде (модификация Fennek AD) они и попали к хохлу.
Заметим, что использование Fennek в попытках наступления в Курской области — решение не от хорошей жизни. Легкое бронирование, даже при наличии крупнокалиберного пулемета на крыше, вряд ли позволит полноценно использовать броневик в качестве средства огневой поддержки пехоты.
А скромный полезный объем внутри бронекорпуса здорово ограничивает возможности применить «лисичку» в качестве средства доставки людей и припасов. Даже советская БРДМ в это роли более полезна: в ней хотя бы предусмотрены места для двух солдат-разведчиков — помимо командира и водителя.
В общем, получил хохол в свое распоряжение любопытную, но малофункциональную «зверушку». И использует ее, видимо, по принципу: «хоть что-то — лучше, чем ничего».