Об уничтожении в зоне СВО сочлененного гусеничного вездехода Hagglunds Bv 206 на службе ВСУ стало известно накануне благодаря российской патриотической блогосфере. Барражирующий боеприпас не оставил ни единого шанса причудливому «мини-поезду», несмотря на его оснащение со всех сторон противодроновой защитой — прочной стальной сеткой.
Hagglunds Bv 206 был разработан в Швеции еще в конце 1970-ых для нужд минобороны страны инжиниринговой компанией Hagglunds (позже вошедшей в состав BAE Systems). Серийное производство началось в 1980-ые, и уже тогда вездеход стал первым подобным транспортом, массово поставляемым в страны НАТО.
Основное его предназначение — обеспечение мобильности с учетом специфики северной Европы и арктических территорий. Пригоден для эксплуатации в экстремальных условиях, таких как глубокий снег, а также горная и болотистая местность. Аппарат способен преодолевать склоны до 35° и вертикальные препятствия высотой до 1 метра.
Этот снегоболотоход (чья гражданская версия геологам и охотникам в России хорошо известна как «Лось»), состоит из двух модулей, соединенных шарнирно-сочлененным механизмом, обеспечивающим высокую маневренность и проходимость. Передний включает в себя кабину с экипажем до двух человек и моторный отсек, задний модуль может использоваться как грузовой или пассажирский (вмещает до восьми человек или 1400 кг груза).
Передвижение Bv 206 при боевой массе 7 т по снегу, льду и болотистой местности обеспечивают гусеницы из резино-металлических элементов, позволяющих снизить давление на грунт до величины менее 0,2 кг/см². Для сравнения: аналогичный показатель другой модели Hagglunds — BvS10 — составляет около 0,3 кг/см². Различные гибриды на базе БТР-80, доставшихся укронацистам в качестве «советского наследства», вообще создают давление до 2 кг/см² грунта.
Изначально «Лось» оснащался бензиновым двигателем Volvo, позже — дизельным (например, Mercedes-Benz OM603, 143 л.с.). Максимальная скорость по дороге — 50 км/ч, запас хода — около 370 км. Алюминиевый корпус с теплоизоляцией обеспечивает комфортную работу при температурах до -40°C. В военных модификациях оснащается броней толщиной 8-12 мм.
В военных целях Bv 206, помимо Швеции, используют Норвегия, Канада и США (под обозначением M973). В парке ВСУ впервые замечен в начале 2023 года (точный объем поставок неизвестен, но, вероятно, превышает сотню машин). Применяется не только для транспортировки личного состава и эвакуации раненых, но и в качестве мобильных командных пунктов. А в общей сложности имеет более 20 вариантов исполнения — от медицинских модулей до ракетных установок.
В частности, модификация Bv 206S вооружена 12,7-мм пулеметом M2 Browning, усиленной броней, улучшенной подвеской и дизельным двигателем. Bv 206F оборудован всем необходимым для тушения пожаров.
А «продвинутая» версия BvS 10 Viking, разработанная для британских морпехов, имеет еще и увеличенную грузоподъемность (может перевозить до 10 человек), полностью бронированный корпус и гибридную трансмиссию.
Hagglunds Bv 206 считается эталоном вездеходной техники, обладающим исключительной проходимостью, что делает его незаменимым в условиях, в которых бессильны другие технические решения.
Однако, как доказали наши дроноводы, эта боевая единица при всей своей мобильности, а также штатной и дополнительной защите неспособна выдержать точное попадание российского беспилотника. Неизбежность этих попаданий очевидна, даже если цель — «шустрый» «Лось», а не многотонный Leopard.