Но если ситуация такова, что ехать необходимо, нужно начать с того, чтобы адекватно оценить силы и ни в коем случае никуда не торопиться. Необходимо обязательно очистить автомобиль от снега, не дожидаясь, что часть покрова слетит во время движения. Это на самом деле жутко опасно, так что все стекла должны быть абсолютно прозрачными, обеспечивая обзор. К тому же, снег, лежащий на крыше, может попасть в лобовое стекло другой машины и его водитель может испугаться и потерять контроль над автомобилем.
А вы почему еще не раздеты?
Зима – холодное время года, мы ходим в зимней одежде. Старайтесь прогреть автомобиль перед началом поездки и снять в салоне верхнюю одежду, так как она сковывает движения, посадка становится непривычной, а поскольку во время заноса нужно делать резкие движения рулем, это может помешать.
И вот мы тронулись в путь: выезжая, нужно обязательно сохранять дистанцию между автомобилями. Очень часто на дороге возникает колея. И если перед вами автомобиль, который едет медленнее, не нужно торопиться его обгонять, ведь выезд из колеи для обгона может привести к вылету с дороги.
Внимательно отнеситесь к тому, что во время движения по скользкой и заваленной снегом дороге нужно очень аккуратно действовать всеми органами управления автомобилем. Машина вряд ли будет остро реагировать на поворот руля, но на торможение, на резкое нажатие газа или на резкий сброс газа одновременно с поворотом руля, тут же ответит заносом. В гонках мы это используем намеренно, например, на ипподромах. Подъезжая к повороту примерно на 170 км/ч, мы резко закрываем газ и чуть-чуть дергаем руль влево. Машина разворачивается в левую сторону и несется в глубоком заносе, ориентируясь в левый поворот. Сами понимаете, к чему может привести подобный маневр на дороге общего пользования!
Если вы видите перед собой участок дороги с глубоким снегом, постарайтесь проехать его, не сбрасывая скорости, поддерживая обороты двигателя в районе максимальной мощности (для бензиновых моторов 5000-6000 оборотов в минуту, для дизелей – 3000-4000).
Когда на дороге появляется много воды, проблемы могут возникнуть по двум причинам. Первая. Намокание электрики автомобиля или, не дай бог, попадание воды в отверстие забора воздуха для двигателя. Это происходит из-за очень большой скорости въезда в лужу. От этого могут пострадать и пешеходы, и водители соседних машин – им зальет стекла, что опасно. Нужно погасить скорость при въезде в лужу и заблаговременно включить дворники, иначе вы можете на несколько секунд «ослепнуть».
Вторая проблема – ямы, которых, к огромному сожалению, на российских дорогах, много, и которые вы не увидите под толщей воды. Здесь нужно гасить скорость и следить за тем, кто идет впереди: если впереди идущая машина попадет в яму, вы это увидите.
Уходим в занос
Что касается привода, на вкус и цвет товарищей нет. Лично я летом езжу на мотоцикле, автомобиль для меня – зимнее средство передвижения, поэтому выбираю полноприводный вариант. Но навязывать свою точку зрения я бы не хотел. Данные выше рекомендации универсальны для любого типа приводов. Хотя, между ними, конечно, есть явные различия. Самый неудачный для зимы – задний привод. Если мы не говорим о Porsche 911, то в остальных автомобилях ведущий мост абсолютно разгружен, основная часть веса приходится на передние колеса. Соответственно, задние недогружены и на скользкой дороге начинают буксовать, особенно если передние колеса находятся в вязком снегу. Что делать в этом случае? Как минимум, возить с собой лопатку… чтобы откопать все четыре колеса, «раскачать» автомобиль и, если у вас хорошие зимние покрышки, выбраться из зимнего плена. Зато задний привод позволяет эффектно проходить поворот с заносом (конечно, если рядом нет других участников движения). Но помните, что это может не только развлечь, но и привлечь к аварии, так как заднеприводный автомобиль при уходе на газ стремится к избыточной поворачиваемости (машина легко разворачивается).
Передний привод — лучше для плохих погодных условий. Здесь, в отличие от заднего, вес автомобиля приходится именно на ведущую ось (примерно шестьдесят процентов). Соответственно, если автомобиль оказывается на скользком покрытии или глубоком снегу, больше шансов выбраться, по сравнению с задним приводом. При движении на определенной скорости при въезде в поворот машина склонна к недостаточной поворачиваемости (плохо реагирует на руль и при сносе передней оси продолжает ехать не туда, куда поворачиваются колеса, а туда, куда смотрит эмблема вашего автомобиля!).
Полный привод – наилучший вариант для зимы, наиболее сбалансированный, на нем можно самостоятельно вырваться, да и практически невозможно застрять – только если автомобиль повиснет на днище. В девяноста процентах случаев все будет нормально. Поведение в скользком повороте – в момент прохождения при сбросе газа машину занесет, а при уходе на газ она начнет мощное интенсивное движение по заданной траектории. Единственное, о чем прошу, не забывайте, пожалуйста, что эффективно разгоняющийся полноприводный автомобиль замедляется так же, как и все остальные, то есть, плохо. Будьте внимательны!
Вне зависимости от типа привода, настоятельно рекомендую, начиная с первых морозов, хотя бы раз в неделю тренироваться на своем автомобиле на безопасной снежной площадке или на замерзшем водоеме, именно это даст вам привычные навыки управления автомобилем в скольжении и разовьет в вас т.н. подсознательную моторику. Когда я смотрю, как моя семилетняя дочь скользит с горки на снегокате и при малейшем заносе делает упреждающее движение рулем, я понимаю, что всем россиянам чувство льда дано по праву происхождения. Не бойтесь вернуться в детство – скользите!
Москва резиновая
Выбор покрышек зависит от региона, в котором вы проедете большую часть зимы. Если вы живете внутри МКАД и каждый день ездите по Москве, я бы порекомендовал зимние нешипованые. Сцепные качества таких колес лучше всего на грязном и холодном асфальте, который в Москве преобладает. Неприятности в виде наледи и снега могут подстерегать вас только во дворе или во время неожиданного погодного «армагеддонав». Если в основном вы ездите за городом, рекомендую шипованые покрышки, которые в первую очередь созданы для передвижения по льду и снегу. На асфальте будьте на них очень аккуратны: авто на таких покрышках плохо замедляются и вяло реагируют на руль.
«Ручка» или «автомат»?
Я езжу на машине с ручной коробкой передач, но это лишь дань моему гоночному бэкграунду. Для городских жителей выбор автоматической коробки вполне естественен из-за трафика. С удивлением вижу, как отечественный рынок по этому показателю приближается к американскому, а не к европейскому. Россияне все чаще и чаще покупают автомобили с АКП. В сложных погодных условиях автомат в основном проигрывает ручной коробке при трогании в глубоком снегу.
Автомобиль с ручной коробкой гораздо легче «раскачать» посредством цикличного действия педалью сцепления. С автоматом такой маневр не выйдет. Я бы порекомендовал владельцам «автоматических» автомобилей при поездках в сложных дорожно-погодных условиях зафиксировать селектор автомата на какой-то одной передаче, третьей в четырехступенчатой коробке или четвертой в пятиступенчатой. Так вы точно будете знать, что предпримет ваш автомобиль при наборе или сбросе газа. В противном случае машина будет сама произвольно менять передачи в коробке, вводя вас в заблуждение…
Желаю удачи на дорогах, не забывайте пристегиваться!
Записала Ирина ИВАНОВА