Наказывать «святотатцев» предлагается суммой в 1500 рублей. Законопроект на эту тему уже внесен либеральным демократом на обсуждение в Госдуму. Между тем традиция ставить поклонные кресты на месте гибели не только не нова, но уходит корнями в глубокую древность. Подобные кресты, под которыми на самом деле нет никакой могилы, называются кенотафами. На Руси их в том числе ставили на дорогах там, где умирал странник.
Да и сегодня православная церковь воздвигает такие кресты вдоль многих российских дорог (правда, не на обочинах, а на некотором удалении).
С другой стороны, ряд опросов, проведенных различными православными институтами, связанных с отношением верующих к подобному способу поминания погибших в авариях, свидетельствуют о том, что две трети респондентов против установки крестов в местах автокатастроф родственниками погибших («иначе вся страна превратится в виртуальное кладбище»), а «за» — только 20 процентов («это повышает бдительность водителей»).
Но последних поддерживают большинство невоцерковленных граждан, уверенных, что кресты-венки-оградки вдоль дорог
работают на безопасность дорожного движения куда лучше, чем социальная реклама и привычные дорожные знаки. Увидев поклонный крест, многие водители на какое-то время задумываются о вечном и чтут ПДД, отказываясь от рискованных маневров.
К тому же говорить о том, что это явление повсеместное, нельзя. Иначе, учитывая ежегодную цифру гибнущих в ДТП (28 000 человек только в прошлом году), все российские обочины состояли бы из леса разнообразных надгробий. Но ставят их единицы. Те, кто острее всего переживает потерю близкого человека. Стоит ли лишать их такой возможности — с учетом того, повторимся, что она не противоречит православной традиции?
Да и неясно, как депутат Селезнев собирается доказывать, что конкретный гражданин Иванов установил крест в память о погибшем друге.
Короче говоря, расценить подобную инициативу иначе как «делать им нечего» не получается.