Некоторое время назад «АвтоВзгляд.ру» писал о том, что экологичные машины на самом деле не так уж и экологичны — гибриды, электромобили, во-первых, по-прежнему слишком дороги, а во-вторых, в подавляющем большинстве случаев они заправляются за счет все тех же углеводородов, просто они горят не в ДВС, а в печах электростанций. Тут, конечно, есть исключения, но они, увы, лишь подтверждают правило. Тем не менее та заметка вызвала бурю негодования у массы читателей, которые, в частности, начали тут же напоминать о машинах «Tesla», обвиняя автора (то есть меня) в предвзятости и недальновидности. Из этого можно сделать вывод, что электромобили и гибриды стали больной темой не только для развитых рынков, но и для развивающихся, в том числе российского. Поэтому мы сравнили двенадцать главных машин на электротяге, которые можно купить прямо сейчас. Хотя прежде чем это делать, почитайте про «газенваген», точнее, про VW Passat Ecofuel, во всяком случае, не подкрепленных практикой восторгов по поводу экономичности гибридных и электрических авто у вас не останется.
Tesla Model S
Эту в общем-то новую модель от «Tesla» можно считать топовым электрокаром на сегодняшний день. Во-первых, это очень быстрый автомобиль, во-вторых, его эксплуатационные характеристики в ряде случаев почти на порядок превосходят возможности менее прогрессивных собратьев. Тут стоит отметить, что создание и производство электрических суперкаров было главной целью этого «стартапа», родившегося в Силиконовой долине около десяти лет назад, и менеджмент компании все это время стремился именно к ней.
Стоит признать, что задумка сработала. В мае этого года один из создателей «Tesla» небезызвестный Эллон Маск объявил о том, что фирма полностью рассчиталась с кредиторами и теперь работает только на себя. Притом крайне важную роль в этом сыграл как раз Model S, высокий спрос на который позволил погасить долги раньше намеченного срока.
Тем не менее этот автомобиль нельзя назвать дешевым. Базовая версия суперкара с батареей на 60 кВт/ч без учета опций и налогов в США стоит 63,5 тысячи долларов, средневзвешенный же вариант обходится клиенту примерно в 70–72 тысячи (есть еще две версии — 85 кВт/ч и 85 кВт/ч Performance, но за них нужно доплачивать 10 и 20 тысяч долларов соответственно). Но тут в общем-то есть за что платить: 5,9 секунды до 100 км/ч, запас хода в 208 миль, 8-летняя гарантия на батарею (или 125 000 миль пробега). Притом за год на «заправку» клиент в среднем тратит порядка $650, чтобы добиться того же результата с ДВС, нужно снизить расход до показателя 95 миль на галлон или примерно 2,48 литра на 100 километров. Мало того, не так давно «Tesla» начала развертывать сеть быстрых заправок, позволяющих пополнить заряд батареи на 50% всего за 20 минут.
В общем, на сегодняшний день это лучший EV-автомобиль, который можно купить. А единственный его серьезный минус — цена. И кстати, Model S распроданы уже на год вперед, что является следствием не столько ажиотажного спроса, сколько производственных возможностей компании.
BMW i3
Про электромобиль от BMW уже писано-переписано. В полный рост мы видели его только что во Франкфурте, не будем повторяться. Базовая стоимость в США — $41 350, в Европе — 35 000 евро. Спецификации предусматривают еще и наличие ДВС-генератора, но такие машины дороже на 4 и 3,5 тысячи соответственно. В России, кстати, появятся только последние, поскольку чисто электрическую версию немцы поставлять к нам опасаются.
Стоимость годовой «заправки» — около 500–600 долларов, электрический запас хода — 130–160 километров, однако эквивалент «бензинового расхода» пока не определен. Пополнить запас энергии владелец i3 сможет всего за 30 минут, что является лучшим показателем на рынке. Краткий вывод таков: это достаточно перспективный продукт от производителя, обладающего не только историей, но и очень хорошей репутацией. Однако не стоит забывать, что i3 является субкомпактным автомобилем. Проще говоря, он весьма небольшой. Кроме того, он довольно странно выглядит и в электрическом варианте, обладает ограниченным радиусом действия. Стоит он при этом как весьма прилично укомплектованная «трешка».
Chevrolet Volt
GM предпочитает относить Volt к классу электрокаров, хотя на самом деле речь идет о гибриде, под капотом которого по умолчанию установлен ДВС-генератор, а в крыле есть разъем для подключения к внешней электросети. Такую схему называют «электромобиль с увеличенным запасом хода».
В США Volt стоит $39 145. «Батарейный» ход у него абсолютно гибридный — 38 миль или 50 километров. Общий запас — 600 километров, но это расстояние он проезжает, нещадно сжигая литры бензина.
Тем не менее «средний расход» тут даже ниже, чем у Tesla, — 98 миль на галлон, то есть где-то 2,4 литра на 100 километров. Впрочем, это не лучший показатель в классе, кроме того, его заправка за год стоит не 600 долларов, а 950. С учетом наличия ДВС стоимость владения тут заметно выше. Еще один минус — время. Батареи заряжаются четыре часа.
В отличие от первых двух автомобилей Volt уже прошел проверку рынком. Результаты не впечатляют: GM несколько раз останавливал производство из-за затоваривания складов и в конце концов объявил о снижении стоимости (модели 2014 года сейчас продаются в США со скидкой в $7500). Есть у Chevrolet и неизлечимые недостатки — например, вместимость салона. Несмотря на довольно приличные габариты, места внутри — как в не самом просторном седане С-класса, да и кресел всего четыре.
Nissan Leaf
Некоторое время назад японцы всерьез задумались о начале поставок «Листа» в Россию. Пока его решено попридержать, поскольку он очень сильно зависит от уровня развития инфраструктуры. В США, Западной Европе и Японии с этим проблем куда меньше, так что там он пространство постепенно завоевывает.
В Старом Свете за Leaf надо платить 26 000 евро, в США — $28 800. Но европейский ценник в данном случае не учитывает правительственные субсидии, так что реальная стоимость машины на обоих континентах примерно одинакова. Его запас хода — около 120 километров, средняя стоимость годовой «заправки» — 500 долларов, как у BMW i3. Эквивалент среднего расхода — 2,5 литра на 100 километров.
С учетом того, что это один из самых дешевых электромобилей на сегодняшний день, Leaf является довольно привлекательным предложением. Его существенный недостаток — 4-часовая зарядка, а также довольно быстрое снижение емкости батарей, которое наблюдается при интенсивной эксплуатации в жарких или, наоборот, холодных регионах.
Toyota Prius Plug-In Hybrid
Как и Volt, формально Prius является обычным гибридом, но поскольку в этой версии предусмотрен еще и штепсель, это дает японцам право причислять эту модификацию модели к когорте электромобилей. С самим Prius все в общем-то понятно. Штепсель, в свою очередь, представляет владельцу пусть чисто теоретическую, но все-таки возможность ездить исключительно за счет электротяги.
Для этого, правда, ему сначала придется выложить 32 000 долларов за саму машину, а перед этим спланировать маршруты таким образом, чтобы пробег не превышал 11 миль (17 километров), а в пункте назначения имелась розетка. Максимальный запас хода составляет 870 километров, однако без ДВС в таком случае уже не обойтись. Стоимость годовой «заправки», как и у Volt, равна 950 долларам, но средний расход чуть выше — 2,48 литра на 100 километров. Зато заряжается Toyota за 1,5 часа.
Ford Focus Electric
Этот автомобиль появился относительно недавно, но все прелести клиентской нелюбви «Ford» уже ощутил. Спрос на новинку, мягко говоря, маловат. Но причины тому в общем-то понятны: стоит автомобиль как минимум $39 200. Chevrolet с этим ценником мучился довольно долго и теперь занимается агрессивным дисконтом. Впрочем, электрический Focus стоит сравнивать не с Volt, а с Leaf, который, во-первых, на треть дешевле, во-вторых, обладает как минимум теми же качествами.
Полностью заряженный Ford пробегает 76 миль, то есть 120 километров. В год его «заправка» обходится в 600 долларов (против 500 у Nissan), средний расход «топлива» при этом составляет всего 105 миль на галлон (2,24 литра на 100 километров), а у Leaf — 115. Заряжается он те же четыре часа, хотя поначалу «Ford» обещал, что это время будет как минимум вдвое меньше, чем у Leaf.
Единственный по-настоящему существенный плюс — 143-сильный мотор, который делает эту машину действительно довольно быстрой.
Honda Fit EV
Honda Fit в России больше известен как Jazz, хотя нам от этого не легче — автомобиль пару лет назад покинул рынок и возвращаться не собирается. Вот в Штатах модель прочно обосновалась в группе наиболее востребованных мини, поэтому в том, что электрический Fit дебютировал именно в США, нет ничего странного.
В таком Fit использованы литий-ионный аккумулятор на 20 кВт/ч и 92-киловаттный коаксиальный электродвигатель, который является модернизированным вариантом силовой установки от FCX Clarity. Но суть даже не в этом. Стоит Honda $36 600, правда, без учета скидок и других дисконтов, в последнее время ставших в этом сегменте достаточно частым явлением. Но в любом случае это недешево. Другое дело, что электромобиль не только продается, но и сдается в аренду за 399 долларов в месяц.
Запас хода Fit EV — 130 километров, в год он высасывает из кошелька владельца примерно 500 долларов, и это лучший показатель в десятке. Кроме того, средний расход тут вышел из 2 литров на 100 километров — 1,99. Меньшим показателем может похвастать только Chevrolet Spark EV. Однако чтобы зарядить его батареи, нужно пить кофе в течение трех часов. Кроме того, американцы считают его слишком компактным.
Smart ForTwo Electric Drive
Впрочем, двухместный Smart в Штатах не так давно и вовсе обозвали «самым смущающим»: мол, покупая такой автомобиль, ты показываешь всем, что у тебя нет денег на нормальную, хотя бы четырехместную машину. В Европе подобные стереотипы давно атрофировались, поэтому Smart неплохо продается не только в оригинальном исполнении, но и в электрическом.
В США этот малыш стоит $28 800, то есть ровно столько же, сколько просят за Nissan Leaf. Однако в Старом Свете ценник на него гораздо гуманнее — 18 900 евро, плюс 65 евро ежемесячно за аренду батареи. Ее можно купить сразу, но тогда машина обойдется в 22 тысячи, кроме того, года через два аккумулятор надо будет менять. В общем, выгода в данном случае очевидна.
Тем не менее если посмотреть на остальные характеристики, тут не все так радужно: пробег — 110 километров, «топливная нагрузка» — 600 долларов, а «средний расход» — 2,2 литра. В конце концов, время полной перезарядки от обычной розетки — 6–7 часов… И это при том, что нормально разгоняется «электроSmart» только в городском диапазоне скоростей, до сотни он «тошнит» 11,5 секунды, хотя до 60 км/ч — за 4,8 секунды (на уровне приличного «хотхетча»).
Chevrolet Spark EV
В отличие от презентации Volt этот релиз GM готовил куда более тщательно. Как результат — Spark EV лидирует в нашей десятке не только за счет более низкой стоимости ($27 500 без учета скидок), но и благодаря низкому эквиваленту среднего расхода, который зафиксирован на отметке 119 миль на галлон или 1,96 литра на 100 километров.
Максимальный пробег при этом составляет 130 километров, а среднее годовое потребление — 500 долларов. Однако чтобы полностью зарядить Spark EV (http://www.avtovzglyad.ru/article/2013/02/15/606559-v-evropu-edet-chevrolet-spark-ev.html) от бытовой розетки, понадобится около семи часов, то есть во время промежуточной остановки пополнить запас энергии будет, мягко говоря, непросто.
Mitsubishi I-MiEV
Этот субкомпактный Mitsubishi пока является единственным нормальным электромобилем, официально поставляемым в нашу страну. Теоретически у нас есть еще «китайцы», построенные на основе гольфкаров, но это барахло за полноценные автомобили принимать не стоит. Иными словами, налицо полное отсутствие конкуренции. С одной стороны, это понятно — инфраструктура в России к массовой электрификации автопарка пока не готова. С другой — до добра такая ситуация не доводит, по крайней мере у нас.
Итак, что мы имеем? Машину размером чуть больше Smart и стоимостью 1 799 000 рублей. Учитывая, что таможенные пошлины отнюдь не самые высокие, со стороны производителя любое объяснение выглядит как фраза из бородатого анекдота: «очень деньги нужны». Отсюда, кстати, и активное продвижение i-MiEV в госструктурах, поскольку японцы прекрасно понимают, что с приходом любого другого подобного продукта, обладающего более вменяемым ценником, халява кончится очень быстро.
Впрочем, формально Mitsubishi не так уж и плох. Запас хода — 150 километров, максимальная скорость — 130 км/ч. Проблема лишь в том, что первое напрямую зависит от второго, а также от нагрузки в бортовой сети. Как показала практика, полностью заряженный i-MiEV зимой способен высадить свою батарею минут за сорок стояния в «пробке». Разумеется, этим страдают все подобные авто, но в отличие от «Mitsubishi» их к нам не везут.
Заряжается автомобиль за шесть часов. В Европе процесс окажется более быстрым, но не настолько, чтобы вы могли успеть на важную встречу.
Renault Zoe
Zoe дебютировал в марте прошлого года и стал первым полноценным электромобилем «Renault», построенным с нуля. Его стоимость в Европе составляет 20 800 евро, то есть он примерно на четверть дешевле Leaf, но при этом чуть компактнее.
Зато максимальный запас хода тут составляет 210 километров. Кроме того, Zoe совместим со всеми типами зарядных устройств, мощность которых не превышает 43 кВт. Таким образом, чисто теоретически его можно дозаправить всего за час. Однако от бытовой розетки автомобиль заряжается около девяти часов. Что касается эксплуатационных характеристик, то за год автомобиль «съест» те же 550–600 долларов или 400–450 евро, а показатель «среднего расхода» тут вряд ли превысит два литра на сотню.
Renault Fluence Z.E.
По сути, электрический Fluence стал для «Renault» своеобразной пробой пера. На нем они обкатывали не только технологии, но и создание необходимой инфраструктуры. В частности, пилотным проектом для французов стал рынок Израиля, где перед запуском модели они создали сеть станций по замене пустых аккумуляторов на заряженные. В итоге подобная система прижилась и в Дании.
Примечательно, что несмотря на возраст, характеристики этого авто по-прежнему выглядят вполне прилично. Заряжать машину нужно около семи часов, однако максимальный запас хода составляет 200 километров. Конечно, все в итоге будет зависеть от условий и манеры вождения, но тем не менее… Правда, стоит Fluence Z.E. 26 600 евро, причем это, как водится, только начало.