Вплоть до момента снятия с конвейера, Lada 4x4, больше известная в наших краях как «Нива», останется самым популярным и в чем-то даже уникальным автомобилем. И пусть она давным-давно потеряла свое аутентичное название – бренд Niva перекупил американский GM для своей Chevrolet Niva, – качество выпускаемых автомобилей с начальным индексом 21 всегда оставляло и оставляет желать лучшего, а надежность некоторых агрегатов порой не выдерживает никакой критики. Тем не менее модель для российского покупателя чертовски важная – без «Нивы» на наших непаханых просторах никуда.
Спустя более чем 35 лет производства АВТОВАЗ, наконец, отважился на смену поколений. Отлично – лучше поздно, чем никогда. Но неужели «Нива» превратится в очередное недоразумение с многодисковой муфтой и лишится понижайки?! Ведь именно так сейчас поступают практически все автопроизводители. Без паники – внедорожник останется внедорожником по основным своим признакам. Более того, если верить порталу Carobka.ru, внешность новинки будет такой же брутальной, как и у предшественника. Но появится ли у новинки такая же огромная палитра модификаций нынешней «Нивы» – вопрос открытый. Попробуем вспомнить хотя бы часть из них.
ВАЗ 21212: право руля!
На знали о такой? Не мудрено, автомобиль предназначался исключительно для британского рынка и поставлялся туда ограниченным тиражом. Более того, советский «паркетник», несмотря на всю убогость собственной конструкции и хоть и экспортную, но все же «кривую» сборку, имел огромное количество рекламаций и… невероятную популярность! До сих пор можно встретить «праворукую» Lada 4x4 на просторах, скажем Йоркшира. Спорим, она будет в идеальном, ну, или близком к таковому состоянии? А еще эта модификация «Нивы» была первой и последней, которая поставлялась… в Японию!
ВАЗ 2122.600 «Река»: издалека долго…
Чего только не выпускала отечественная автомобильная промышленность для советской армии. В конце семидесятых, к примеру, нашими инженерами было разработано несколько амфибий, которые базировались на платформе «Нивы». Для прохождения глубоких водных преград автомобиль имел полностью герметизированный снизу кузов, а для простоты его использования крыша «Реки» была брезентовой. В 1987 году опытный образец ВАЗ 2122.600 даже прошел сертификационные тесты, но не судьба – автомобиль так и не пошел на вооружение в армию.
ВАЗ 21215: тяжелая артиллерия
Спорим на четыре свечи накаливания, что союз убогого сельского автомобиля из России с элегантным французским дизелем возможен? Да-да, в истории «Peugeot» есть и такая глава. Именно эта компания поставляла АВТОВАЗу свой тяжелотопливный XUD 9SD, который ставился под капот нашенских внедорожников. Подобная модификация производилась ограниченным тиражом, но довольно долго: с середины 1999 по начало 2008 года. Поскольку дизельная «Нива» считалась чем-то вроде топовой версии автомобиля, то и оснащение у нее было соответствующим – масса декоративных накладок, литые диски, спойлера и даже кенгурятник.
ВАЗ 2121Ф: эй, молочник!
Фургон из «Нивы»? А почему бы и нет. Правда, как и многие разновидности внедорожника, эта была исключительно экспортным вариантом. В плане техники все предельно просто: спереди два кресла, а сзади цельнометаллический фургон. Задние окна были задраены листами железа (крышки багажника это не касалось), имелся трубчатый каркас для крепления грузов и практически полностью удалена декоративная отделка. Автомобиль поставлялся АВТОВАЗом в те страны, где для подобных «каблуков» имелись кое-какие послабления в налоговом законодательстве.
ВАЗ 21218 Фора: супер-пупер
Если обычный ВАЗ 2121 была простецким легковым автомобилем с увеличенным внедорожным потенциалом, о котором мечтал каждый первый фермер, то «Фора» являлась чем-то невероятно крутым, но и столь же недоступным простому смертному. Шутка ли – внедорожник, построенный умельцами из «ПСА БРОНТО» в середине 90-х и производимый с 1996 по 2011 года, был по всем статьям лучше исходника. Даром, что основные агрегаты у них были общими. «Фора» отличалась увеличенными колесными арками, в которых, соответственно, стояли крупные литые диски с покрышками Nokian, сзади в автомобиле был установлен более широкий диван от «восьмерки», крыша имела пластиковую надстройку, а за доплату автомобиль можно было дооснастить гидроусилителем руля и кондиционером.
ВАЗ 212182 Форс: броненосец «Потемкин»
В принципе, эта модификация не что иное, как бронированная версия «Форы» для инкасаторов. Из-за потяжелевшего на 430 кило кузова пришлось усиливать подвеску: шасси получило более мощные аммортизаторные стойки и пружины с увеличенным сечением. Кроме того, автомобиль получил автоматическую систему пожаротушения, установленную в подкапотном пространстве, а так же защищенный топливный бак, усиленный аккумулятор и кондиционер. А за доплату можно было установить броню и на брюхо внедорожника.
ВАЗ 212183 Ландоле: безумный Макс
Чудаковатый ВАЗ стал своеобразным ответом заокеанскому Jeep Wrangler. Конечно, до самого Wrangler этому «Ландоле» как до канадской границы, тем не менее модель выпускается и по сей день очень ограниченным тиражом на предприятии «ПСА БРОНТО». Своего рода индпошив. Автомобиль лишен верхней части кузова, вместо этого на «Ландоле» установлен силовой каркас безопасности, который при необходимости может быть накрыт брезентом. Из особенностей: отсутствуют двери, задний борт откидывается вниз, а салон можно мыть чуть ли не из брандспойта – на сидушках кожзам, на полу линолеум.
ВАЗ 2131: Крокодильчик ты мой
Самая спорная и в то же время самая популярная модификация «Нивы» – удлиненная версия с полноценными пятью дверьми. В простонародье – крокодил. Разница в длине с обычной «Нивой» – полуметровая вставка в типовой кузов, которая увеличивает базу автомобиля, а расстояние между рядами сидений в этой версии длиннее на 125 мм. Были модификации с установленным во втором ряду более комфортабельным диваном от «восьмерки». Несмотря на худшие внедорожные характеристики, увеличенную массу и, соответственно, ужасную динамику, автомобиль по сей день чертовски популярен на российском рынке.
ВАЗ 2329: Pick it up
Несущий кузов, колесная база 2 700 мм, грузоподъемность 650 кило, увеличенный на 300 задний свес… Что это? Четырехместный пикап на базе «крокодила». Зачем АВТОВАЗ решил выпускать этот диковинный внедорожник не известно. Тем не менее, вопреки всему, он оказался довольно популярным на нашем рынке. Из особенностей стоит отметить оригинальный диван второго ряда, который складывается «в пол» и запасной топливный бак, благодаря которому общий запас бензина пикапа равен 84 литрам.
ВАЗ 21213 Тайга: собственно, рестайлинг
Российские инженеры совсем недавно узнали, что есть такой заморский термин «рестайлинг». В «Тайге», как в самой обыкновенной модели следующего поколения, покупатели могли наблюдать сразу ряд технических новшеств: длинный свес крышки багажника и, как следствие, низкая погрузочная высота багажника, новая задняя оптика, которая сменила «шестерочные» стопы, карбюратор Солекс и бесконтактное зажигание, а так же более мощный движок объемом 1,7 литра вместо мотора от все той же «шестерки». В 1993 году вышла первая «Тайга». Сегодня ее уже никто не знает под этим шильдиком, для простого покупателя это Lada 4x4, которая продается и по сей день.
АВТОВАЗ постоянно модернизирует производство, работает над надежностью агрегатов и качеством сборки, а «Нива» и по сей день до безобразия часто ломается. Тем не менее, это лучший внедорожник, что можно приобрести за 300 с небольшим тысяч рублей. Из серии «мышки плакали, кололись, но продолжали покупать Lada 4x4». Хочется верить, что глобальная смена поколений, запланированная на 2017 год, устранит все, ну или почти все недостатки и подчеркнет достоинства «Нивы»…