Полковник Коваленко до последнего времени занимал должность заместителя ныне подавшего в отставку по состоянию здоровья (согласно официальной версии, разумеется) экс-главы столичной ГИБДД 51-летнего Александра Ильина и отвечал за борьбу с угонами, разбоями и прочей уголовщиной на дорогах. Он всю жизнь проработал в милиции-полиции. Ему 49 лет. Уроженец Луганской области Украины. Службу в МВД начал в 1988 году в качестве милиционера-водителя Лутугинского ОВД на Украине. В сентябре 1998 года приступил к исполнению обязанностей инспектора 3-го батальона спецполка ДПС ГИБДД УВД ЦАО столицы. К июлю 2011 года дослужился до должности командира полка ДПС ГИБДД УВД по ЦАО и полковничьего чина. В ноябре 2012 стал заместителем начальника столичной ГИБДД. После занятия должности главы московской ГИБДД наверняка получит генеральские погоны. Но вот помогут ли они ему справиться с регулярными десятибальными «пробками» в городе, остановить угрожающе растущую кривую угонов, повысить уровень водительской культуры? То есть решить все те проблемы, с которыми не могли справиться его предшественники?
ГАИ не для «пробок»
Ведь, скажем, Александр Ильин, ставший начальником московского управления ГИБДД в начале 2011 года, в первые же дни своего воцарения заявил, что организация и регулирование дорожного движения не должно входить в прямые обязанности вверенной ему службы. Плодами такой позиции немедленно воспользовались новые столичные власти, внедрившие под предлогом улучшения трафика институт платных парковок и выделенные полосы для общественного транспорта. Ильин, кстати сказать, пытался выступить против «выделенок», но как-то вяло и после окрика с Тверской,13 отступился. В итоге дорожная ситуация в городе только ухудшилась — девяти-десятибальные «пробки» парализуют столицу по три-четыре дня в неделю. Пожалуй, главной заслугой Ильина стала нормализация работы столичных регистрационных подразделений — сегодня машину можно поставить на учет за два-три часа. Почти справился он и с другой напастью — многочасовым ожиданием экипажа ДПС в случае аварии. Сегодня инспектора прибывают к месту ДТП максимум в течение 30 минут и исключения редки, хотя и бывают. В общем и целом — неплохой результат менее чем за три года работы.
«Пробки» не для ГАИ
Особенно если учесть, что просидевший до него в кресле начальника десять лет генерал Сергей Казанцев в момент своей отставки не мог похвастать даже этим. Наследство, оставленное им Ильину было небогатым, если не сказать, что отсутствовало вовсе. Столичные «пробки» и неумение их растаскивать уже при нем стали притчей во языцех. Сумасшедшие очереди в регистрационных подразделениях — тоже. Даже дружба с мэром не помогла генералу в открытии современных (больших, просторных, оборудованных новейшей электроникой) МРЭО. И даже чудо современной на тот момент мысли — КЭТОР на северо-западе города (Строгино) — работало тогда из рук вон плохо. При этом эксперты отмечали и заметно снизившийся профессионализм подчиненных генерала буквально во всех сферах деятельности. Хамство, вседозволенность, недисциплинированность стали при нем визитными карточками столичных придорожных милиционеров. Правда, при генерале не случалось таких громких коррупционных скандалов, как при Ильине, когда выяснилось, что его подчиненные широко торговали «правами», и он чутко реагировал на беспредел своих подчиненных, если они благодаря прессе становились достоянием гласности.
Подстава по-милицейски
Но даже толики хороших слов не заслуживает предшественник Казанцева полковник Яков Агошков. Впрочем, и плохих тоже. Дело в том, что Яков Иванович занимал кресло начальника столичной ГАИ меньше трех месяцев — с февраля по май 2000 года и просто физически ничего не успел сделать, став разменной монетой в милицейских играх (достаточно сказать, что перед ним пару месяцев кресло главного столичного гаишника занимал уже упоминавшийся нами Казанцев, но с приставкой и.о.). До Москвы Агошков почти десять лет возглавлял ГАИ Подмосковья, где проявил себя блестящим хозяйственником. Именно при нем подмосковные гаишники обзавелись шикарным головным офисом в центре Первопрестольной, а подразделения на местах регулярно обновляли свою материально-техническую базу. В столицу его перевели, чтобы освободить место опальному заместителю ГУВД МО генерал-майору Борису Фадееву, обвиняемому в гибели Сергиево-Посадского ОМОНа в Чечне. Не имющий к ГАИ никакого отношения, Фадеев недолго посидел в этой «ссылке» и тихонько ушел на пенсию. Но Агошкову карьеру сломал — когда Фадеева пристроили, Агошкова просто вынудили уступить место давно со всеми «согласованному» Казанцеву.
Чужая это колея
А вот руководивший московской ГАИ до Агошкова (с 1996 по 1999 гды) Николай Архипкин лишился должности из-за излишнего рвения. Тогда, напомним, очень модной была тема борьбы с незаконными «корочками», освобождавшими машины от проверки, а их рулевых от наказания. Так вот Архипкин под этим флагом умудрился «засветить» около 700 машин различных спецслужб, находившихся на операциях. Кроме того, в рамках не менее модной борьбы с привилегиями он, рассказывают старожилы, не обеспечивал «зеленую улицу» не только министрам МВД, но и самому Борису Ельцину. А там еще со скандалом был снят начальник ГУВД Москвы Николай Куликов, которому Архипкин приходился свояком. Что же касается его работы на благо ГАИ и простых автомобилистов, то человек, до этого занимавшийся исключительно охраной правительственных и административных зданий, ни первым, ни вторым ничем не запомнился.
…Одним словом, вся новейшая история начальников столичной автоинспекции свидетельствует о том, что они или ничего не делали для облегчения автомобильной жизни мегаполиса, или делали слишком мало. В том числе и потому, что практически всегда танцевали под дудку московских властей и имели сложные отношения с ГУОБДД МВД РФ (Архипкин воевал с Федоровым, Казанцев с Ниловым, Ильин крутился как уж на сковородке меж двух полюсов силы и в итоге получал и от мэрии, и от МВД)). А двойное подчинение — извечная и весьма больная проблема и для нашей полиции в целом, и для ГАИ в частности. А уж в случае с Москвой и подавно. И счастлив тот милицейский начальник, кто умеет соблюдать баланс интересов. Получится ли это у нового главного гаишника Первопрестольной? А если получится, то что это даст простым автомобилистам?..