Нужно ли выделять на дороге авто водителей старше 50 лет, не говоря уж о людях «третьего возраста», сидящих за рулем? Вопрос не праздный. Я это понял, когда на одном из подмосковных пикетов молодой розовощекий гаец, изучив мои документы, с сомнением в голосе спросил: «Вы и вправду 1936 года рождения или здесь опечатка?» Получив утвердительный ответ и, видимо, решив, что моя физиономия вполне соответствует указанному в «правах» возрасту, с удивлением и некоторой укоризной заключил: «Ну вы даете! Счастливого пути…»
Пошарив после этого случая по Интернету, я понял, что проблема есть и стоит попытаться найти ответ на вопрос о том, а каков общественный статус водителей в возрасте «60+» и нужно ли их как-то выделять в общем транспортном потоке, с каждым годом становящемся все более насыщенным и интенсивным.
Пожилых за рулем становится все больше
Начнем с негатива. Как правило, водители «третьего возраста» чаще всего в обывательском мнении попадают в категорию «чайников» и «подснежников». И вообще распространена точка зрения, что пожилые водители, в силу физических и умственных потерь, нанесенных возрастом, в принципе являются определенной помехой для моторизированных сограждан, еще не вышедших на пенсию. А насколько этот остракизм, к счастью, не получивший еще какого-либо законодательного оформления, справедлив?
Если рассматривать проблему в международном масштабе, то на дорогах мира достаточно часто можно встретить водителя старше 70 лет. По данным экспертов, сегодня количество престарелых водителей приближается к рекордным показателям за всю историю автомобиля. Уже в 70–80-е годы прошлого века 70-летний водитель не был дорожным исключением. И таких водителей с каждым годом становится все больше, ведь рубеж пенсионного возраста пересекает все больше и больше людей, желающих порулить: современные условия и темп жизни, когда передвигаться по городу, и тем более на дачу, за рулем собственного автомобиля комфортнее, чем в общественном транспорте, и подталкивают пожилых людей сесть за руль. Еще одна причина того, что в пенсионном возрасте люди часто становятся заядлыми автомобилистами — наличие свободного времени и тяга к перемещению во времени и пространстве. Ведь в прежней, допенсионной жизни они чаще всего были ограничены в исполнении этого естественного желания. Многие американцы и европейцы, у которых, как правило, неплохое финансовое положение, выправляют себе «права» именно после выхода на пенсию. И некоторые из них даже начинают лихачить, удовлетворяя нереализованные амбиции своей далекой молодости.
Итак, на дорогах мира появляется все больше престарелых людей, обладающих правом управления автомобилем. И с каждым годом возраст этих водителей лишь растет. А значит, растут и риски проявления старческой неадекватности за рулем. По самой свежей немецкой статистике, люди возраста «60+» покупают нынче новых автомобилей больше, чем в возрастной категории «40 лет и моложе». И тенденция роста возраста покупателей новых авто стала устойчивой. При этом средний возраст европейского покупателя нового VW — 50,7 года, Audi — 50,9 года, BMW — 52 года, Lexus — 55 лет, Bentley — 55,7 года, Mercedes — 56,1 года, Jaguar — 56,5 года. И все эти автомобили скоростные, якобы «не пенсионерские».
Кстати, если верить немецким автомобильным сайтам, в Германии вообще для кандидатов в водители не требуется медицинских справок, независимо от возраста. Вопрос лишь в том, какая у него машина и как он на ней ездит. А вот несколько цитат с немецкого форума на обсуждаемую нами тему: «Знакомый рассказал, что его 94-летний сосед купил новый автомобиль»; «Я тоже знаю 93-летнего — он совершенно здоров и с удовольствием ездит на своем авто в небольшие туры. Не лихачит, ездит с умом и осторожно. И вообще не вижу проблем — у него 70 лет водительской практики, и это положительно сказывается. Насколько мне известно, по статистике пожилые водители намного реже попадают в аварии, чем молодые».
Люди в возрасте бьются реже
Последний тезис считают спорным. Ведь с возрастом, как говорят медики, скорость реакции на внезапно возникающие препятствия и способность производить в нужном темпе соответствующие манипуляции руками и ногами притупляются. Причем в группе риска, как полагают специалисты, находятся не только водители в возрасте «70+», но и те, кто управляет автомобилем после 60 лет. Но вот по данным Центра технологий Allianz (AZT), собранных совместно с организацией Совета Европы по безопасности дорожного движения, 65-летние водители (это возраст выхода на пенсию в Германии) попадают в ДТП не чаще других, а риск стать участником аварии возрастает только для водителей старше 75 лет. Причина этого в том, что пожилые люди медленнее ориентируются в сложных ситуациях. Однако этот психофизиологический недостаток компенсируется большим опытом и аккуратным, осмотрительным стилем вождения.
А вот выводы экспертов Организации европейского сотрудничества и развития (ОЭСР). На протяжении 16 лет — с 1990 по 2006 год — они изучали связь между возрастом водителей и количеством аварий. Их вывод таков: на молодых водителей приходится около 27% аварий со смертельным исходом. Смертность водителей от 18 до 24 лет вдвое превышает этот показатель для водителей старшего возраста.
Пожилые британские автомобилисты, согласно статистике, также оказались менее опасными на дороге, чем их молодые коллеги. Это вывод специалистов английского Института продвинутых автомобилистов. Конкретнее — водители старше 70 лет, составляющие 8% от общего числа британских автомобилистов, попадают в аварии реже молодежи. Только 4% возрастных водителей становятся участниками ДТП, которые приводят к жертвам. Сейчас в Великобритании насчитывается 154 водителя в возрасте старше 100 лет. 80-летних автомобилистов — более миллиона человек, 90-летних — более 70 тысяч.
С другой стороны, говоря о пожилых водителях, нельзя не отметить, что система безопасности, электронные «мозги» современных автомобилей чуть ли не ежемесячно становятся все совершеннее, уже даже прошли тест-драйвы авто, от водителей которых не требуется управлять ими.
В России ситуация с водителями в возрасте несколько иная, чем в других, более «продвинутых» странах. Можно было бы считать, что рулевых старше 70 лет крайне мало, так как среднестатистическая продолжительность жизни в нашем государстве составляет 68 лет. На самом деле это не совсем так, и проблему семидесятилетних водителей уже нельзя назвать малоактуальной для России. В нашей стране в 2012 году доля населения старше 75 лет составляла около 6%, а к 2050 году уже каждый десятый россиянин перешагнет этот возрастной рубеж. Согласно проведенным опросам, 60% российских водителей пребывают в возрасте от 25 до 64 лет. Стало быть, в предстоящие годы у нас водителей возраста «65+» также станет больше.
По данным одной из крупнейших российских страховых компаний, среди их клиентов, страхующихся по КАСКО, только 4% автолюбителей старше 60 лет, но этот показатель растет. Однако страхователи этой компании старшей возрастной категории попадают в ДТП почти в два раза реже, чем молодые водители.
Справедливости ради стоит признать, что в эти «оправдательные» проценты у нас верят не все. Тем паче, что в некоторых странах уже начинают задумываться о введении определенных ограничений для пожилых водителей. Так, там предложили проверять их на адекватность. И если у них не будет такой специальной медицинской справки, то они могут лишиться «прав». По мнению некоторых экспертов, именно «выживание из ума» является причиной «казусных» ситуаций на дорогах. (Правда, здесь уместно заметить: идиоты за рулем встречаются в любом возрасте, так что на «безбашенность», склонность к агрессии и безответственному поведению давно следует проверять всех кандидатов в водители с помощью специальных тестов.)
Болеют все!
Между тем комитет Госдумы по транспорту уже предложил ввести ограничения при выдаче водительских удостоверений пожилым людям — не на десять лет, а только на пять. Не все эксперты поддерживают эту идею, однако сходятся на том, что скорее следует ограничивать срок действия не водительских «корочек», а медицинской справки, причем делать это нужно лишь индивидуально, в зависимости от состояния здоровья каждого конкретного человека, причем этом по такому принципу следует действовать по отношению ко всем претендентам на «права», а не только к пенсионерам. Иначе, как подчеркивает лидер «Движения автомобилистов России» и авторитетный адвокат Леонид Ольшанский, мы вступим в конфликт с конституционными правами граждан.
Другая сторона дела состоит в том, отмечает депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, что медицинские комиссии по-прежнему работают неэффективно, несмотря на то, что в 2010 году Минздрав утвердил новый, более строгий порядок прохождения медкомиссии, а бланки справок обладают высокой степенью защиты от подделок. У медкомиссий нет научно обоснованного системного подхода к оценке здоровья будущего водителя, нет возможности изучить историю болезни клиента, а не только лишь сиюминутное его состояние. Справки до сих пор получают люди с психическими отклонениями, нет и тотальной проверки будущих «водил» на наркозависимость.
А вот, на наш взгляд, наиболее взвешенное мнение специалиста — директора ГНИИ профилактической медицины Сергея Бойцова:
— Да, фактор возраста — один из самых серьезных в развитии определенных заболеваний. В 65 лет повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркты и сердечные приступы нередко приводят к ДТП — 8% из них происходят по этой причине. Но ведь не новость, что инфаркты сейчас сильно «помолодели», и эти болезни еще не повод через каждые пять лет отбирать «права», а потом заново их выдавать…
На самом деле нужно повысить качество работы медкомиссий: если к простым обследованиям типа измерения артериального давления и даже снятия кардиограммы добавить анализ крови, то с помощью простых таблиц можно рассчитать вероятность смерти от сердечно-сосудистой патологии на десять лет вперед. Но даже если человек в зоне медицинского риска, то ему нужно лишь взять под контроль заболевание, принимать соответствующие лекарства, при острой необходимости — пройти высокотехнологичное операционное вмешательство. По мнению Бойцова, запрещать или ограничивать возможность водить автомобиль людям с такими заболеваниями нельзя.
Итак, проблема водителей «третьего возраста» далеко не однозначна. Спешные законодательные меры в стиле «взбесившегося принтера» просто неуместны. А работа водительских медкомиссий еще долго будет вызывать обоснованные нарекания — в том числе и с людьми всех возрастных категорий.
Черная метка или спасательный круг?
И тут возникает обоснованное вышесказанным желание поддержать предложение, опубликованное в газете «50 плюс»: вместо модных самопальных треугольников на заднем стекле (к примеру, с изображением дамской туфельки) обязать водителей в возрасте приклеивать предупреждающий кружок с надписью «60+». Причем эта социально-информационная метка может быть, на мой взгляд, с обременениями: она должна предупреждать о том, что чересчур агрессивным, нагловатым и хамоватым «водилам» не стоит подрезать намеренно, с целью «наказания», неспешно двигающегося пожилого человека, подставлять задок своего авто, поджимать или подгонять миганием фарами сзади, круто маневрировать из ряда в ряд перед его носом или каким-либо иным способом заставлять изменить направление или скорость движения, так как за такие действия можно залететь на крупный штраф.
А запись видеорегистратора — пострадавшего или свидетеля — будет достаточным основанием для такого штрафа. Желательна и соответствующая реакция инспектора ГИБДД, заметившего тот или иной факт проявленного на дороге неуважения к водителю возраста «60+». Кстати сказать, введение в дорожный обиход такой метки, думается, могло бы несколько снизить накал «войны на дорогах» всех против всех, сделать взаимоотношения участников движения чуть более цивилизованными.
И будем на дорогах внимательно и уважительно относиться к водителям «третьего возраста», выделяя их из транспортного потока. Пока не разрешим проблему в других ее аспектах. Ведь, в конце концов, каждый человек за рулем рано или поздно станет пенсионером…