На днях стало известно, что Мособлдума придумала поправки в федеральное законодательство, которые позволят драть с большегрузного транспорта деньги за проезд не только по федеральным дорогам, но и по трассам регионального подчинения. Разумеется, все обставлено заботой о местных дорогах!
Напомним, что с начала 2015 года должна заработать система сбора «копеечки» с каждой машины грузоподъемностью более 12 тонн. Все фуры должны будут оснащаться контрольным спецоборудованием на базе ГЛОНАСС, а их владельцы должны будут платить в бюджет по 3,5 рубля за каждый пройденный километр. Изначально планировалось включить этот насос по выкачиванию денег из экономики в карман государства с ноября 2014 года. Однако в конце 2013-го Росавтодор, как главный получатель этих средств в будущем, выяснил, что инфраструктуру подготовить не успеют, и перенес дату.
Считается, что вырученные таким образом деньги пойдут на ремонт и содержание федеральных дорог. Причем, как рассчитали росавтодорские специалисты, «в результате сбора платы чистый дисконтированный доход бюджета ожидается в размере 384,3 млрд. рублей в год». То есть больше, чем Росавтодор получает от акцизов на топливо! «Вкусная» маржа, что и говорить.
Местным властям, судя по всему, тоже захотелось «сладенького». Как значится в опубликованной «Известиями» пояснительной записке к законопроекту Мособлдумы, если драть деньги с 12-тонников только за проезд только по федеральным трассам, это «увеличит нагрузку на дороги регионального или межмуниципального, местного значения». И «в целях экономии денежных средств» их водители будут «использовать альтернативные пути следования». Поэтому Мособлдума предлагает сделать платными для фур вообще все дороги России!
Мособлдумцы предлагают деньги за проезд по федеральным трассам отправлять, как и планировалось раньше, в федеральный бюджет, за езду по региональным или межмуниципальным дорогам — в бюджеты субъекта РФ, а за эксплуатацию местных, даже самых проселочных, тропок — в местные бюджеты. И что самое приятное, предполагается, что каждая власть будет сама устанавливать расценки за проезд по «своим» дорогам: федералам — касарево, муниципалам — слесарево, так сказать.
Хорошо, федеральная власть хотя бы планирует отправлять деньги от «дойки» 12-тонников на дорожные нужды. Что же собираются делать с ними региональные и прочие мелкие органы власти? Об этом скромно умалчивается. Таким образом, под флагом «борьбы за сохранность местных дорог» вырисовывается организация чудной кормушки для местных бюджетиков.
Объясняю, как это скорее всего будет работать. Возьмем, к примеру, ту же Московскую область, которая на каждом углу вопиет о транзитных фурах, которые стали разбивать ее дороги после введения Москвой запрета на их въезд днем в пределы МКАД. Представим, что плата 12-тонников за проезд по федеральным дорогам введена. По 3,5 рубля за километр с каждой фуры будьте добры отслюнявить родному государству. А область может взять и ввести свою таксу за проезд. Но не запретительную (скажем, 4 рубля за километр), а, наоборот, «поощрительную». Например, 2 рубля за километр. То есть по факту вроде как берем деньги с дальнобойщиков, но на их количество на областных дорогах это никак не влияет — все равно тут ездить дешевле, чем по федеральным трассам! Таким образом, местные власти под благовидным предлогом начинают получать деньги буквально из воздуха. И заметьте, без обязательства вкладывать их именно в дороги, разбиваемые фурами! Очаровательная схема, не правда ли?!