Не так давно «Mazda» почти полностью перешла на «SkyActiv» – технологии во многом знакомые по другим моделям, но имеющие в некоторых случаях свои уникальные особенности. Одна из главных – крайне высокая компрессия для бензиновых двигателей – 14:1. Столь мощным потенциалом обладают лишь избранные суперкары вроде «Ferrari», а также формульные болиды. Свои достижения японцы планируют усовершенствовать, чтобы вовсе обходится без свечей зажигания и воспламенять топливо в цилиндрах за счет поистине дизельной степени сжатия 18:1! Готовый к продаже продукт «Мазда» обещает показать уже к 2020 году.
В свое время чтобы получить семейство моторов «SkyActiv» инженерам пришлось мудрить с моментом зажигания, придумывать хитроумную и в буквальном смысле закрученную систему выпуска отработавших газов, бороться с детонацией и прочими проблемами. Дело выгорело, и сейчас множество машин с «небесными» двигателями колесят по России без каких-либо сбоев, которых очень боялись первые клиенты.
Второе поколение моторов грозит прорывом: топливно-воздушная смесь в них будет воспламенять от сжатия – прям как на дизельных агрегатах. Для этого двигатели частично переведут на цикл Homogenous Charge Compression Ignition (HCCI), то есть воспламенение гомогенной, читай однородной, смеси от сжатия. Свечи зажигания сохранятся, но поджигать смесь они будут только на высоких оборотах, а при частичной нагрузке и холостом ходу смесь будет «взрываться» при помощи компрессии. Такой подход позволит достичь 30-процентной экономии топлива, что сделает бензиновые двигатели выгоднее дизельных!
В «Mazda» давно говорят, что не видят особой перспективы в дизельных агрегатах: мол, их потенциал ограничен ужесточающимися экологическими требованиями. Бензин может решить часть проблем, а если бензиновые моторы станут работать по дизельному принципу, то смысл в солярке исчезнет. Поэтому в планах японцев создание агрегатов серии «SkyActiv-3», которые будут обходиться и вовсе без свечей зажигания.
Рекордная степень сжатия – отличительная особенность «Mazda», но в остальном японцы не пионеры. DiesOtto – языковая контаминация от слов-фамилий Diesel и Otto, которую в 2008 году придумали в «Mercedes-Benz» для описания своего экспериментального бензинового двигателя, работающего по дизельному принципу. Рядный 1,8-литровый 4-цилиндровый мотор также использует цикл HCCI: топливно-воздушная смесь в DiesOtto воспламеняется от сжатия при небольших нагрузках. Немцы не стали трубить на всю округу о рекордной степени сжатия, но при этом оснастили мотор турбонаддувом. Это, в свою очередь, позволило им снять с «четверки» 235 л. с. при 400 Нм крутящего момента.
Годом ранее мотор, работающий по циклу HCCI, презентовали в концерне «General Motors». Рядная «четверка» объемом 2,2 литра с прямым впрыском топлива была установлена на Opel Vectra и Saturn Aura. Принципы с тех пор особо не менялись, а для большей безопасности в GM также ограничили работу в цикле HCCI отметкой в 96 км/ч – если машина ехала быстрее, за воспламенение смеси снова отвечали свечи зажигания.
Volkswagen обещал представить подобный мотор уже в 2015 году, а компания «Honda» и вовсе хочет применять цикл HCCI на гибридах. В ближайшем будущем нас ждет настоящая революция, которая грозит не оставить шанса двигателям на «тяжелом топливе».