Бывшие стражи дорожного порядка уверены, что водители, лишенные водительского удостоверения за езду подшофе, должны иметь право получить их назад досрочно — по «отбытию» половины срока лишения. Решение вернуть «права» примет суд на основании обращения гражданина и ходатайства с работы «лишенца».
— У каждого человека есть так называемый предел ожидания, — поясняет г-н Федоров. — Водитель, лишенный «прав» на два года, однажды может сорваться (или жизненные обстоятельства припрут) и сесть за руль без «корочек», поехать на авось. Но если он будет знать, что при определенных условиях (медицинская справка, ходатайство с места работы, безупречное поведение и т.д.) ему могут вернуть в/у раньше отмеренного судом срока, то наверняка не поддастся минутной слабости. Кстати сказать, в этом смысле весьма показателен опыт ряда европейских стран. В Дании, например, «прав» могут лишить пожизненно, но за хорошее поведение вернуть через их пять лет. Условно, до первого нарушения. Чем не стимул гражданину соблюдать законы?..
При этом сенатор подчеркивает, что если во время «условно-досрочного освобождения» гражданин опять «налихачит-напьет» на лишение, то к новому сроку прибавится и весь «неотбытый» старый. Похожий подход, напомним, действовал и в советские времена. Впрочем, учитывая высокие коррупционные риски подобного предложения, инициатива вряд ли найдет отклик в Госдуме.
Чего не скажешь о другом сенаторском предложении. Тем же законопроектом предлагается отменить переэкзаменовку для водителей, лишенных прав менее, чем на год. Сейчас, напомним, после лишения права управления автомобилем по любому составу административного правонарушения (а такое наказание предусмотрено по 20% нарушений Правил!), вернуть водительское удостоверение можно только после проверки знаний ПДД. И даже оставив в стороне крайне высокую степень коррупционности этой законодательной новеллы, надо признать, что чисто технически она трудновыполнима. В стране ежегодно лишается «прав» более 1 000 000 человек. А мощности ГАИ по приему экзаменов еле переваривают тех, кто впервые проходит испытания (более 2 млн. человек в год без учета тех, кто сдает их второй-третий-четвертый раз).
— В моей родной Карелии, — жаловался Владимир Федоров вашему корреспонденту, — у ГИБДД имеется всего две экзаменационные машины, ни одной площадки для приема экзаменов. Понятно, что автоинспекция вынуждена сотрудничать с автошколами, пользоваться их материально-технической базой. А следовательно, быть лояльнее к тем учебным заведениям, что идут ей навстречу, — рассуждает сенатор…
И предлагает оставить переэкзаменовку только для тех нарушителей, что лишились «прав» на срок более года, то есть за особо тяжкие и опасные дорожные прегрешения. И у этой инициативы в Госдуме найдутся соратники. Так, ЛДПР уже вносила подобную поправку в КоАП, но против вступила ЕР. Правда, тогда ее представители заявляли, что к вопросу можно вернуться, когда наберется достаточная для корректных выводов статистика. А аккурат к началу новой парламентской сессии минет почти год, как была введена «переэкзаменовка за все». И уже сейчас ясно, что эта норма не сработала: ГИБДД отдает «права» без экзаменов всем, кроме попавшихся по «пьяным» статьям КоАП.