Буквально на следующий день после возвращения домой г-на Старовойта на сайте ведомства появилось сообщение о том, как «Росавтодор осваивает мировой опыт по организации платных скоростных полос».
Изучив его, можно узнать, чем именно вдохновлялся Роман Старовойт на Земле Обетованной. По прибытии в Израиль Старовойта немедленно повезли по платной скоростной полосе шоссе №1 от международного аэропорта Бен-Гурион до г. Тель-Авива. На его 17-километровом участке имеется скоростная полоса, въезд на которую платный. Идея данного бизнеса следующая: в часы пиковой нагрузки на магистрали открывается въезд на «платник». Тот, кто не желает «тошнить» в пробке, за денежку может туда въехать и с ветерком промчаться по трассе.
Причем, чем мучительней пробка на бесплатной части дороги, тем дороже стоит въезд на скоростную полосу. В пересчете на российские деньги – от 10 до 800 рублей! Система сбора денег работает автоматически: воспользоваться скоростным «платником» может лишь машина, оборудованная заранее купленной карточкой-транспондером, через который и происходит списание денег.
Обратим внимание: в сообщении «Росавтодора» говорится, что «концессионер достраивает полосу движения за свои средства, после чего делает ее использование платным и зарабатывает на последующей эксплуатации». Выглядит вполне справедливо.
В этой связи не стоит удивляться, если «израильский метод» с подачи энтузиаста Старовойта начнет применяться повсеместно. Но только в радикально перелицованном варианте. В России, как мы уже убедились на примере трассы «Дон», дорогу обычно реконструируют за счет налогоплательщика и передают концессионеру, который потом радостно стрижет с тех же самых налогоплательщиков деньги за проезд. Наверняка и с «израильскими полосами» будет также. Тупо отгородят левые полосы на многополосных магистралях, поставят на них будки со считывающей аппаратурой и… передадут концессионеру! И назовут это государственно-частным партнерством. А чтобы водители активней пользовались платной полосой, крайнюю правую полосу магистрали можно отдать под «выделенку».
Реализация подобной «бизнес-стратегии» особенно порадует автовладельцев, если вспомнить об «Инвестиционной политике», недавно разработанной «Росавтодором» для себя любимого. Ее авторы, в частности, расстраиваются, что основное финансирование деятельности «Автодора» идет из бюджета. А от взимания платы за проезд по платным дорогам – меньшая часть. То есть подразумевается, что бюджетные деньги берутся как-бы из воздуха. Как будто финансирование всей дорожной отрасли России не осуществляется за счет акцизных топливных сборов. И так уже на данный момент около 70% розничной цены бензина – налоги, акцизы и тому подобное.
Тем не менее, ГКУ «Автодор», получая эти денежки налогоплательщиков, намерено, в конце концов, довести размер тарифов за проезд по платным дорогам до европейского уровня. На первом этапе – до 2020 года — согласно «Инвестиционной политике Автодора» компания собирается придерживаться «социально умеренного» уровня тарифов за проезд по платным дорогам.
В данный момент максимальный тариф «Автодора» — 1 руб/км на дорогах, реконструированных компанией, и 1,5 руб/км на вновь построенных. Ежегодно плата повышается на величину инфляции. В среднем российские тарифы в в этот период должны быть на 30-40% ниже средних по Европе, утверждают мудрецы из «Автодора», не вдаваясь в объяснения с какого потолка взяты эти цифры.
Заметим, что расценки за проезд по платным дорогам в разных странах Европы различаются кардинально – от 0,05 до 0,08 евро за километр. То есть, по нынешнему курсу в диапазоне от 2,3-4 рубля. Надо полагать, именно по таким расценочкам после 2020 года собираются драть деньги с проезжающих автовладельцев, задрав цены в 2,3-4 раза. Исключительно чтобы уже после 2025 года все расходы «Автодора» оплачивались именно за счет этого источника.
Так что вполне можно предположит, что уже в ближайшем будущем платные полосы будут появляться на российских дорогах как грибы после дождя.