В последние годы люди особенно часто жалуются, что страховщики вообще отказываются продавать полисы ОСАГО тем, кто не согласен платить лишние деньги за ненужные страховки. Однако, с этим беспределом можно и нужно бороться.
Попытка, которая не пыткой
Способ, как выяснилось недавно, прост: обращаться в местное отделение Роспотребнадзора. Так и поступил некий житель Камчатского края. Не так давно он пришел в территориальную структуру этой организации с жалобой на агента компании «Росгосстрах», который навязал ему покупку полиса страхования от несчастных случаев в нагрузку к полису ОСАГО. В отделении Рспотребнадзора выслушали бедолагу и оформили соответствующий административный протокол. По статье 14.8 часть 1 КоАП – «Нарушение иных прав потребителя», в соответствии с которой, наложили на компанию штраф в размере 5000 рублей.
Разумеется, страховщик не согласился со штрафом и обжаловал протокол в Арбитражном суде Камчатского края. Его юридический представитель в суде настаивал на том, что составленные Роспотребнадзором материалы административного дела не содержат доказательств факта навязывания допуслуг и понуждения клиента к заключению лишней страховки вместе с полисом ОСАГО.
Как ни странно, эта логика не убедила арбитражный суд и он оставил составленный на страховщика протокол в силе. Дело в том, что статья 26.2 части 1 и 2 КоАП РФ утверждает: «доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых ... устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения». И протокол опроса потерпевшего такими данными вполне является. А страховщик не смог предоставить суду юридически значимых данных, способных опровергнуть изложенного в протоколе. Вот цитата из решения суда, приводимого АСН: «Перечисленные доказательства в своей совокупности свидетельствуют о том, что страхование жизни и здоровья ... не являлось … свободным волеизъявлением и фактически служило условием заключения договора ОСАГО с Обществом».
Другими словами, тут тоже действует «правило НОНД» – «нет оснований не доверять» сотруднику ГИБДД. Такая формулировка появляется в судейских решениях, когда гражданина лишают «прав» или штрафуют исключительно на основании показаний сотрудника ГИБДД, не обращая внимания ни на какие доводы стороны подсудимого.
По камчатскому методу
Поэтому, чтобы привести в чувство страховщика-вымогателя нужно действовать следующим образом. Агент не продает вам полис ОСАГО без покупки еще одной страховки? Отлично: сразу же предупреждаем его об ответственности за такие «фокусы». Тем более, что поправки, принятые недавно Госдумой в законодательство об ОСАГО поднимают планку штрафа за такие дела с 5 000 до 50 000 рублей. Если это не помогает – покупаем полис ОСАГО в комплекте с еще какой-нибудь страховкой, на радость агенту. Ничего страшного, пусть пока порадуется. Затем, с обоими полисами топаем прямиком в территориальное отделение Роспотребнадзора с соответствующей жалобой. Оформляем там административный протокол о происшествии. Главное тут – проследить, чтобы в протоколе не было никаких ошибок и фактических несоответствий. Далее, на основании этого протокола, пишем в адрес страховой компании бумагу, предлагающую ей в досудебном порядке расторгнуть договор о не нужной вам страховке. Причем, этот документ просто необходимо послать страховщику по почте, с уведомлением о вручении! Если отнесете своими руками, компания вполне может потом утверждать, что ничего от вас не получала.
Если урегулировать проблему в досудебном порядке не удалось, – смело обращаемся к представителям Фемиды. Опять же, основываясь на протоколе, составленном Роспотребнадзором, просим суд во-первых, расторгнуть договор о ненужной страховке и вернуть вам ваши деньги, во-вторых, требуем, чтобы страховщик выплатил вам процент от это суммы по ставке Центробанка и, в третьих, не забываем просьбу взыскать с ответчика ваши личные судебные издержки.
Положительный результат, хоть и не мгновенный, наверняка будет. Российская судебная система суперскоростью работы похвастаться, как мы знаем, не может. Однако «правоприменительная практика», то есть тот факт, что судьи в своих решениях стараются поступать также как и коллеги до них. А Камчатский арбитраж принял, как мы видим, очень важное для автомобилистов всей страны решение. Сложившейся ситуаций просто необходимо пользоваться каждому автовладельцу, ставшему при покупке полиса ОСАГО жертвой вымогательства со стороны страховщика.