62106

Обман на АЗС: миф или реальность?

Риск быть так или иначе облапошенным сотрудниками заправок сегодня минимален, утверждает эксперт портала «АвтоВзгляд»
Большинство российских автовладельцев уверены, что на АЗС их и обсчитывают, и льют в баки черт знает что, и проверить королей бензоколонок на месте невозможно. Однако, как мы выяснили, значительная часть подобных опасений совершенно напрасны. Так, по крайней мере, считает наш эксперт в области автозаправочных станций, заместитель гендиректора ГК «ТРАССА» Дмитрий КОЖУХ.
Изображение Обман на АЗС: миф или реальность?

Оговоримся сразу. О чистой воды криминале, когда прямо на АЗС топливо разбавляют водой в пропорции 50 на 50, в этой публикации речи не идет. Такие случаи сегодня крайне редки, если вообще имеют место. С другой стороны, субъективные водительские ощущения, когда после заправки на неизвестной колонке машина «не едет», со счетов тоже не сбросишь. Да и как быть с обсчетом?

Копейки бывают... лишними

Возьмем, к примеру, очень распространенную историю, когда водитель заказал топлива на 500 рублей, а после заправки увидел, что ему налили на 500 рублей и 4 копейки. Что это - какой-то хитрый обман в пользу АЗС? Неисправность колонки? Или просто маркетинговый ход?

– Ни то, ни другое, ни третье. Эта ситуация – следствие одной из особенностей торговли жидкими продуктами, - поясняет наш экспрт. - Дело в том, что топливораздаточная колонка может наливать с кратностью в 10 мл, а цены на АЗС указаны с точностью до копейки. Когда человек просит залить ему бензина на ровную сумму и возникает эта разница – залить бензина ровно на 500 рублей при цене за литр в 33,48 рубля никак не получится. Можно налить на 499, 86 руб. или на 500,19 руб. А 10 мл стоят 33 копейки, которые «гуляют» то в большую, то в меньшую сторону. Если сумма меньше, чем 500 рублей – оператор обязан дать сдачу, если больше – водителю придется доплатить несколько копеек, хотя операторы АЗС, как правило, не берут с клиента эту ничтожную «переплату». Так что никакого обмана и других хитростей здесь нет.

– А если АЗС старая, колонки допотопные?

– Все-равно опасаться нечего. Дело в том, что каждая топливораздаточная колонка оборудована так называемым объемометром, при помощи которого наливается топливо. Все объемометры в обязательном порядке проверяются специализированными аккредитованными организациями, имеют соответствующую документацию и опечатываются. Никто из сотрудников АЗС не может воздействовать на эти приборы, Все рассказы о каких-то потайных кнопках и отвинченных деталях для обмана при наливе топлива – сказки. Что касается возраста АЗС, то сейчас крайне редко, но все же встречаются топливораздаточные колонки, где объем залитого топлива показывает стрелка. Здесь может быть погрешность в показаниях стрелочного механизма, но не самого объемометра: он «нальет» водителю ровно столько топлива, сколько тот заказал.

Подозрения снимут «мерник» и... стакан

– Я бы вам поверил, если бы знал, что при любой заправке могу самостоятельно определить, имеется ли недолив или нет...

– Так вы и можете это сделать! Попросите у сотрудника АЗС налить топлива в «мерник». Это специальная емкость для нефтепродуктов с измерительной шкалой объемом 10 или 20 литров, у которой обязательно должен быть паспорт. Персонал любой бензоколонки обязан предоставить его по первому требованию. При этом у отбора проб топлива в мерник есть свой регламент – вначале его нужно смочить небольшим количеством бензина, затем это топливо вылить и лишь после этого залить полноценную пробу. Персонал АЗС этот порядок должен знать.

– Ну хорошо, а как же быть с проверкой качества топлива «в полевых условиях»?

– Увы, но без помощи специализированных лабораторий это практически невозможно. Однако тут вот, что надо учитывать. Все нефтеперерабатывающие заводы производят продукцию практически одного качества. А проблемы с ним возникают либо из-за технических накладок, либо из-за чьей-то халатности. Посудите сами — вначале с нефтеперерабатывающего завода топливо ж/д транспортом перемещается на нефтебазы, где обязательно проходит входной контроль. Затем оно сливается в специальные резервуары, откуда при наливе в бензовозы проходит выходной контроль. Сами бензовозы оборудованы системой слежения, благодаря которой контролируется все их маршруты и исключаются любые внеплановые остановки.

И только по приезду на АЗС есть риск, что топливо будет слито не в ту емкость. Хотя дизель с бензином не смешается - у них разные по размеру горловины топливных резервуаров, а вот марки бензина теоретически перепутать можно. За тем, чтобы этого не происходило, следят специальные мобильные лаборатории. Если же такая «подмена» все же случилась, то один из резервуаров под конкретный вид топлива (а их всегда два) блокируется, а второй продолжает работу. Такие случаи, впрочем, крайне редки, поскольку на АЗС за всеми процедурами, связанными с топливом, ведется тотальный контроль.

 

На каждой топливно-раздаточной колонке всегда есть так называемые стаканы, благодаря которым можно визуально оценить топливо во время его налива в бензобак. По сути это небольшие прозрачные "окошки", вмонтированные в саму колонку. через которые видно топливо. Если вы сверх мнительный водитель, можете увидеть какого цвета топливо наливается в ваш бензобак. Если у жидкости какой-то непонятный цвет, то это должно вас насторожить. Хотя, к примеру, дизельное топливо в холодное время может быть мутным.

Мутная солярка — не повод для беспокоства

У «дизеля» в принципе есть два важных для визуальной оценки параметра – температура помутнения, при которой оно меняет свой цвет, но совершенно не меняет качества. И предельная температура фильтруемости. При ее превышении из топлива выпадают парафины, оно теряет текучесть, возникают взвешенные частицы, забивающие фильтры, и машина из-за этого ехать не может. Температура помутнения всегда выше, чем предельная температура фильтруемости.

– И что эта информация дает водителю?

– У всех нефтепродуктов обязательно есть «паспорт качества», из которого автолюбитель может узнать все о свойствах каждого вида топлива. Для бензина это не столь важно: там в любом случае все параметры будут соответствовать ГОСТу. А что до дизельного топлива, то в зимний период смотреть его «паспорт качества» действительно важно: ведь есть «дизель» с минимальной температурой фильтруемости в -15 градусов, а есть в -38 и далее. И если водитель в погоду с умеренно низкой температурой заправится первым, а спустя некоторое время резко похолодает (к примеру, до -25 градусов), то у него возникнут проблемы и машина просто не поедет. Поэтому когда наступает холодное время года, на АЗС или нужно спрашивать, или узнавать из «паспорта качества» на дизельное топливо (которое на заправке обязаны предоставить), какая у него минимальная температура фильтруемости. И если видите, что она, к примеру, -20 градусов, а на улице уже -10, то должны понимать, что если через неделю столбик термометра сильно опустится, а опустошить бак вы не успеете, то начнутся проблемы.

Чаевые — дело добровольное

– Скажите, а что это за люди, что вставляют пистолет в бак моей машины? От них можно ждать подвоха?

– Заправщики – это штатные сотрудники АЗС, получающие заработную плату. Манипулировать с топливом они не могут физически – у них просто нет такой возможности. К тому же на АЗС есть камеры наблюдения, действия заправщиков документируются и соблазна воровать у них не возникает. А оставлять или не оставлять им чаевые водитель решает сам.