7341

Автошколы попадут под прессинг ГИБДД

В России могут закрыться до 10 процентов автошкол. И слава богу!
Вступившие в силу новые программы обучения водителей предъявляют к автошколам ряд жестких требований, выполнить которые смогут далеко не все из них. И поэтому части авткурсов придется уйти с рынка. Зато, как мы выяснили, оставшиеся начнут выпускать на дороги более подготовленных шоферов.
Изображение Автошколы попадут под прессинг ГИБДД

С сегодняшнего дня ни одна автошкола страны не сможет набирать новых курсантов до согласования с ГИБДД своих программ обучения и выполнения ряда других требований, предъявляемых к этим образовательным учреждениям новыми программами обучения будущих водителей.

А требования достаточно жесткие. Автошколы будут, в том числе, жестко проверять на наличие необходимой материальной базы — от оборудования классов до наличия учебных площадок-автодромов. И уже сейчас можно с уверенностью сказать, что из 11 500 имеющихся в стране автокурсов, некоторая часть такую переаттестацию не пройдет.

Это организации, которые существовали на бумаге и реально обучением не занимались. Только в Москве, по разным оценкам, таких горе-автошкол 30-40%. Они будут вынуждены начать учить честно, либо закрыться. И слава богу!

Напомним, что эпопея с реформой автошкол тянулась непозволительно долго. Если считать с того момента, когда в Госдуму поступил проект поправок к Закону РФ «О безопасности дорожного движения», запрещающих сдачу экзаменов на «права» экстерном, и до регистрации Минюстом новых программ обучения курсантов — то без малого четыре года. Сколько «лишних» жизней унесли за это время дороги, даже подсчитать сложно. И все это время в разных структурах (и государственных, и общественных, и собственно «автошкольных») находились ярые противники коренной ломки прогнившей системы. Потому что она позволяла, толком не обучая граждан, зарабатывать колоссальные деньги. Такой, с позволения сказать, бизнес на крови. В стране развелось невиданное количество так называемых серых автошкол, которые выдавали людям свидетельства об окончании курсов за смешные деньги, ограничиваясь пятью-шестью уроками теоретической подготовки и парой-тройкой практических занятий. И все в рамках закона! Не мудрено поэтому, что вот уже долгие годы 30% всех аварий случаются в России по вине водителей-недоучек со стажем вождения до трех лет.

При этом, что любопытно, вопрос с принятием новых программ до последнего времени оставался открытым. Против них так или иначе выступали Минэкономразвития, Минюст и Минтруд. Ну и, разумеется,те самые «серые» школы. И только вмешательство первых лиц государства

поставило точку в этой истории. Сначала за срочное утверждение прогрессивных форм обучения высказалась председатель верхней палаты парламента Валентина Матвиенко (на одном из открытых форумов по проблемам безопасности дорожного движения), а затем 1-й зампред российского правительства Игорь Шувалов (на закрытом совещании по тем же вопросам). При чем в последнем случае, как сообщил нам источник в МВД, лоббисты «серых» предприняли последнюю, но очень отчаянную попытку «зарубить» программы. Они, в частности, заявили, что в случае их принятия закроется до 80% автошкол, а стоимость обучения в оставшихся вырастет до 100 000 рублей (сегодня эта цифра составляет 15 000-20 000 в регионах и 30 000-35 000 — в Москве). В ответ, правда, услышали, что, во-первых, полноценных автошкол и не может быть много, и, во-вторых, за копейки хорошо научить человека управлять машиной априори невозможно.

Кстати сказать, ни одна из приведенных «серыми» цифр действительности не соответствует. Представители профессионального сообщества считают, что в регионах закроется лишь 5-10 процентов школ. И только в столице, действительно, с рынка может уйти до 30-40 процентов. Но главным образом — именно «серых». Что же касается расценок, то они действительно вырастут. Но исключительно потому, что, согласно новым программам, увеличится срок подготовки будущих «рулевых». Однако подорожание будет небольшим — максимум тысяч на пять «деревянных», а то и меньше.

Можно, конечно, считать минусом тот факт, что новые программы увеличивают количество часов обучения (по категории «В», например, на 34 часа) за счет изучения действительно не актуальных для большинства будущих водителей дисциплин. Но, во-первых, за это нужно сказать спасибо некомпетентным чиновником Минтруда. Во-вторых, можно надеяться, что довольно скоро «лишние» предметы все-таки уйдут из основного курса. Ну и, в-третьих, никакие знания «лишними» все-таки не бывают. Особенно если учесть, что увеличено число не только теоретических, но и практических занятий. Кроме того, модульное построение программ позволит тем, кто уже имеет любую категорию, сократить процесс обучения на другую категорию или подкатегорию и сэкономить вдвое за счет системы перезачетов.

…Одним словом, время процветание «серых», портфельных, сетевых курсов по самоподготовке, невычитка лекций, недокатка учеников, сумасшедший демпинг цен, прошло. И перечисленные структуры прекратят свою бурную деятельность. Благодаря требованиям, содержащимся в новых программах, произойдет и окончательный демонтаж системы самоподготовки – отъявленного «лохотрона» для начинающих водителей. И вы не заметите, как быстро наши дороги станут безопаснее.