Западно-российская война санкций набирает обороты. Под знамена новой Антанты встает все больше государств, но и наши дружины готовы поддержать многие страны. И не только обозами с провиантом. Союзники намерены двинуть на передовою экономических баталий и свои моторизованные колонны. При этом, правда, как-то совсем не по союзнически начинает вставлять палки в колеса нашим автомобильным войскам. И, что удивительно, находят при этом поддержку компатриотов.
Так, зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству коммунист Вадим Соловьев считает, что необходимо в срочном порядке запретить госслужбам закупать не только автомобили, произведенные в США, Западной Европе и Японии, но и собранные в России. То есть все эти BMW, Mercedes, Toyota, Nissan, Renault, GM и Ford. И пересесть на корейские и китайские транспортные средства. При этом, между прочим, товарищ народный избранник забывает, что под запрет должна будет попасть подукция и АВТОВАЗА, и частично УАЗа. Поскольку, напомним ему, тольяттинский автогигант более чем наполовину принадлежит японо-французским «агрессорам», а ульяновцы очень зависимы от денежек американской «военщины».
Да и вообще, если по гамбургскому счету, в России не осталось своего автопрома. И коль законодатель надеется, что подобные санкции «подтолкнут отечественный автопром к росту производства и созданию новых марок авто», то не просто сильно заблуждается, а откровенно не знает предмет. Без западных инвестиций и технологий отрасль не просуществует и пары месяцев. В лучшем случае, вся страна вновь пересядет на классические «Жигули» и «буханки», со всеми вытекающими и вываливающимися из них на ходу последствиями.
К счастью, этого не случится. Хотя бы потому, что доля госзаказа в портфелях всех обосновавшихся в России мировых автопроизводителей, в среднем не превышает 2-4%. В частности, как нам рассказали в Toyota, у нее эта цифра составляет около 1%. Главным образом, на бюджетные средства закупаются седаны Camry (3% от всех продаж модели). А в BMW речь идет о 3%. Та же история и у Ford, правда, точные цифры там не раскрывают.
То есть, по меркам этого бизнеса с его многомиллиардными оборотами, потери копеечные, ни на что и никак не влияющие. Вот если бы речь зашла о полноценных санкциях с запретом на ввоз оборудования и комплектующих, тогда другое дело. Но в этом случае мы лишимся такого количества рабочих мест (персонал автозаводов, смежников, дилерских центров, магазинов запчастей, далее по списку), что мало никому не покажется.
Так зачем же, спрашивается, депутату Соловьеву огород городить? Похоже, что коммунист просто очень неумно пытается лоббировать интересы наших азиатских партнеров, развязывая в дополнение к войне санкций войны чисто конкурентные. Результатом которых уход с нашего рынка того же BMW или Mercedes может стать объективной реальностью. Ведь для таких компаний внезапно меняющиеся правила игры, сомнительный в данном случае государственный протекционизм, особенно в нынешних политических реалиях, легко станут решающими факторами для очень резких решений и выводов.
Но у проблемы есть и другой немаловажный аспект. Чем тов. Соловьев собирается замещать машины, используемые сегодня не только чиновниками (теми же депутатами, между прочим), но и правоохранительными органами, и медиками, и почтовыми служащими, и даже школами? Корейский автопром, конечно, может представить надежные машины на любой вкус — от класса премиум до самого что ни на есть бюджетного. Только цены даже на последний ой как кусаются, не уступая, а то и превосходя европейские аналоги. Остаются дешевые «китайцы». С их более, чем сомнительной активной и пассивной безопасностью, практически «жигулевской» ломучестью при отсутствии запчастей и налаженной сервисной сети (не даром ведь Минпромторг последние годы всеми правдами и неправдами препятствует китайцам в строительстве собственных автопроизводств в России). К тому же уже сейчас цены на эти недоавтомобили растут удивительным образом, а что будет, получи автостроители из Поднебесной зеленый свет?
…Ну а пока суть да дело, лично я совсем не удивлюсь, что в ожидании окончательного решения, вновь, как уже случалось в этом году, встанут российские заводы GM, Ford, VW, да и сам АВТОВАЗ. С потерями в зарплатах для рабочих в частности и продолжающимся стремительным падением отечественного рынка автопродаж в целом.