Экономим на двигателе и КП
Экономия топлива начинается с... выбора машины. Европейские автовладельцы уже давно вынуждены считаться с высокими ценами на топливо. Поэтому вот уже который десяток лет уверенно предпочитают дизельный мотор и механическую КП. Один из наших коллег свое детство и юность провел во Франции. И утверждает, что о существовании в природе автоматических коробок передач узнал только побывав на исторической родине. Но шутки шутками, а отказ от «автомата» экономит, как минимум, один литр топлива на каждую сотню километров пробега. Разумеется, с поправкой на конкретную модель авто и манеру езды водителя. Если подходить к выбору машины с точки зрения экономичности, она должна быть еще и маленькой. Ведь на перемещение большей массы по определению требуется тратить больше энергии. А взять ее можно только из моторного топлива. Таким образом, для экономии нужно купить маленькую машину с «механикой» и дизельным моторчиком.
Не экономим на свечках
Но этого недостаточно. Плохой уход за машиной может свести на нет ее экономические преимущества. И никакая умная электроника тут не поможет. Например, когда свеча зажигания уже «помирает» или загрязнена, о стабильном искрообразовании можно забыть. Происходит неполное сгорание бензина. Мощность мотора падает на фоне растущего расхода. Засоренные (давно не менявшиеся) топливный и воздушный фильтры тоже заметно поднимают потребление горючего. Из-за некорректной работы тормозных суппортов может происходить постоянное подтормаживание колес. Как это отражается на расходе топлива можно пояснять. Ну и классический совет: следите за давлением в шинах. Полуспущенное колесо тоже тормозит движение.
Не тормози!
Для экономичной езды достаточно всегда и везде как можно меньше касаться педали газа. И не потому, что «тормоза придумали трусы». А из соображений логики: если ты тормозишь, то потом тебе придется ускоряться. Другими словами, лишний раз жать на педаль газа, заливая дополнительный бензин в цилиндры двигателя. Постоянно держать в голове эту мысль очень полезно. Благодаря ей, начинаешь обращаться с педалями с материнской нежностью. Перестаешь давить «газ в пол», завидев каждое свободное окно в потоке. Зачем, если все равно впереди светофор горит красным? Лучше плавно подкатить к нему чуть позже, зато когда тебе уже включат зеленый. Правило плавного нажатия на газ в этой ситуации позволяет вместо двух интенсивных разгонов обойтись одним плавным.
Равномерность – наше все!
Из вышесказанного следует, что самое экономичное движение – равномерное, без резких ускорений и торможений. В идеале – вообще без изменений скорости. Но только если двигатель работает в пределах 2000-2500 об/мин. Равномерный «полет» на повышенных оборотах мотора экономичным назвать нельзя. Для большинства современных машин режим движения в диапазоне 80-100 км/ч на высших передачах КП будет максимально экономичным. На этих скоростях мотор работает на умеренных оборотах. И аэродинамическое сопротивление еще не столь велико, чтобы оказывать решающее влияние на топливную экономичность.
Держим дистанцию...
Коли речь зашла о движении по трассе, стоит всегда стараться держать максимально возможную дистанцию до впереди идущей машины. Это пригодится на случай ее торможения. Вам не придется нажимать на тормоз. Максимум, чего потребуется – приотпустить педаль газа, используя торможение двигателем. Пока вы исчерпаете запас дистанции до тормозящего перед вами, он, скорее всего, успеет вновь разогнаться. Или освободит дорогу вообще – в случае, когда замедлялся перед поворотом на другую дорогу.
Объективности ради скажем, что сэкономить топливо можно и прямо противоположным способом: держаться максимально близко за впереди идущей фурой или автобусом. Да, нахождение в «мешке» разреженного воздуха за кормой машины-лидера экономит топливо. Происходит это за счет снижения аэродинамического сопротивления. Однако у этого метода есть оборотная сторона. Предельно малая дистанция на больших скоростях означает одно: при резком торможении впереди идущего вы почти гарантированно войдете вместе со своей машиной ему в корму. И тут экономия пары литров топлива может обернуться куда большими расходами. Зачем заставлять близких тратиться на ваши похороны?
Груз – долой
И коли речь зашла об аэродинамике, не лишним будет заметить: любой груз на крыше здорово увеличивает сопротивление набегающему потоку воздуха. Самой аэродинамичной формы багажник будет «отъедать» лишние литры бензина даже на относительно небольших скоростях. Да и каждый лишний десяток килограммов барахла требует для своего разгона дополнительных энергозатрат.
Глушим кондиционер
Частенько встречается совет выключать ради экономии топлива кондиционер. В жару без него туго и потому люди открывают окна. Такой способ экономии оправдан лишь на городских скоростях – не выше 50-60 км/ч. Когда стрелка спидометра переваливает за 80 км/ч, открытые окна начинают самым негативным образом влиять на все ту же аэродинамику. Причем настолько, что смысл отключения кондиционера пропадает начисто. Вывод: хочешь реально экономить «на кондиционере» – забудь об открытых окнах.
Навигатор в помощь
Парадоксально звучит, но факт: навигатор тоже может способствовать экономии топлива. Особенно если он умеет получать оперативную информацию о пробках на маршруте. Зачастую гораздо выгодней неторопливо проехать по объездному маршруту, нежели жечь топливо в заторах. Если водитель из опыта знает местоположение традиционных «засад», можно обойтись и без подсказок электроники
Выбираем время
С методом «правильного маршрута» перекликается «метод правильного времени». Не секрет, что городские пробки в будние дни и пригородные заторы по выходным случаются в моменты массового выезда людей на дороги. И все они сжигают массу лишнего бензина. Если экономия топлива представляется важней лишнего часа-полутора утреннего сна, такой метод для вас. Ну и что, что вы окажетесь у дверей офиса на пару часов раньше начала рабочего дня? Зато проскочите по пустым дорогам еще спящего мегаполиса. Тем более, что досмотреть ночные сны можно будет уже на месте, прямо в машине...
Поменьше «холостых»
«Пробочный» перерасход топлива может немного уменьшить система «старт-стоп». Она автоматически глушит двигатель на время остановки и заводит его при касании педали газа или отпускании педали тормоза. Проблема в том, что это – опция, которую предлагают далеко не все автопроизводители и далеко не для всех своих моделей. Но некое подобие «старт-стоп» может изобразить и сам водитель. Глушить и заводить мотор вручную каждые 5-10 секунд при движении в пробке – это, конечно, перебор. Да и стартер спасибо не скажет. Однако привычка глушить мотор при каждой стоянке длительностью более полуминуты может сэкономить немало литров топлива.