93386

Сказки шведского варяга, или Как умирает АВТОВАЗ

На днях исполняется полгода, как АВТОВАЗ возглавил Бу Инге Андерссон. Вполне уместно подвести первые итоги. Увы, неутешительные
Шведский и американский гражданин. Майор шведской армии в отставке. Почетный гражданин Нижнего Новгорода. «Спаситель ГАЗа». Впрочем, для 50 000 нижегородцев, оказавшихся за воротами в результате этого «спасения», более актуально другое «звание» Бу Андерссона — «убийца издержек». На ВАЗе же его и вовсе прозвали «сказочником».
Поделиться
Изображение Сказки шведского варяга, или Как умирает АВТОВАЗ

Шесть месяцев — достаточный срок, чтобы оценить, в плюс или в минус заводу пошло назначение президентом АВТОВАЗа иностранца.

Назначение, вызвавшее страхи и надежды. При подведении предварительных итогов надо учитывать и неблагоприятную конъюнктуру мирового авторынка. Легковые автомобили ушли в отложенный спрос, что отразилось и на финансовых показателях завода. Тем не менее, общий тренд оценить можно.

Эффективный менеджер или умелый распорядитель похорон?

И, следуя ему, получается, что АВТОВАЗ приобрел в лице Андерссона не «убийцу» и не «спасителя». В Тольятти приехал, скорее, очень упрямый и честолюбивый распорядитель похорон. Которые, если, к несчастью для страны, все-таки случатся, то будут организованы по высшему разряду. Под вывеской эффективности.

Кстати, основной документ, по которому с 2010 года жил завод — «Стратегия развития «АвтоВАЗа 2020» — уже похоронен. А между прочим, эта стратегия принесла АВТОАЗу все последние достижения 2011-2013 годов: Ладу Гранту (бестселлер, который единственный «кормит» завод сегодня); организацию производства на платформе иностранных партнеров, где тогда же и начали выпускать японский Ниссан Альмеру; реанимацию ижевской площадки и — новые производства окраски и двигателей (которые, кстати сказать, Андерссон отчего-то преподносит как собственные свершения). Как, впрочем, и Гранту хэтчбек, которую он назвал лифтбек. Но поменять название типа кузова — маловато, согласитесь, будет. А похороны заводу очень не ко времени. Между тем, только в первом полугодии 2014 года чистый убыток предприятия составил 2,75 млрд. рублей.

На чью сторону перешел АВТОВАЗ в войне санкций?

С момента вступления в должность Бу Андерссона, в мире и в стране многое изменилось. И разговоры о необходимости импортозамещения и реиндустриализации, которые до крымских событий были в статусе благих намерений, сегодня должны звучать иначе. Уже первые два этапа санкций наших «западных партнеров» принесли немало проблем экономике России.

И что мы на этом фоне видим? Ну, например, нарушение принципов чередования председателей совета директоров АВТОВАЗа. 26 июня на годовом общем собрании акционеров переизбран Карлос Гон. Гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов стал его заместителем. Оно и понятно – Чемезов персонально попал под санкции. А по существу это подчеркивает, что АВТОВАЗ — уже не российское предприятие. Да. в России больше половины компаний по факту — иностранные. Но АВТОВАЗ – последний в России, кто способен разработать автомобиль по полному циклу. На завод завязано больше семисот поставщиков. Компания обеспечивает работой миллионы россиян. И что ждет их завтра? Ничего хорошего. Ведь «рулит» АВТОВАЗом человек, для которого долгосрочная стратегия не важна. У него же контракт на три года. Ему интересна тактика. Личный успех. Здесь и сейчас. Ему надо показать результат своему французскому шефу. Которого интересуют только бизнес-показатели. А благосостояние россиян — это совсем другое.

При этом зарплаты иностранных менеджеров, которых становится все больше (вопреки заявлениям Андерссона) выросли в разы. И завод становится просто сборочным производством лицензионных автомобилей.

Нужно это России? В условиях, когда очевидно: США твердо взяли курс на возвращение к «холодной войне»? А события последних лет показывают, что «холодной» процесс может не ограничиться, если дело касается интересов США. Согласитесь, не лучшее время для экспериментов с иностранными менеджерами на, без преувеличения, стратегическом предприятии. И какой вероятный сценарий ждет в свете изложенного АВТОВАЗ? Под популистскую риторику будут убиты успешные российские проекты. Для освобождения производства и рынка под иномарки.

Зачем делать ставку на иностранцев

Что слышали от Андерссона вазовцы? Что сотрудников надо любить, что «нужно видеть дальше своего станка и жить интересами всего завода», что сокращения будут минимальны, что коснутся они, прежде всего, иностранных специалистов и руководителей, которые слишком дорого обходятся, а специалистов российских он очень любит и уважает, гордится ими и обеспечит им достойные зарплаты. И заводчане верили.

Сейчас тональность изменилась. Слова Андерссона не совсем вяжутся с делами. Да, часть иностранцев уволена. Но новых набрано в два раза больше. Вице-президент по закупкам — индиец Мамиллапалле из Tata Motors. У него связи с производителями комплектующих из Азии.

То есть, и АВТОВАЗ переориентируется на Азию? А что будет с российскими поставщиками, с которыми так много работал предыдущий гендиректор Игорь Комаров (уже как минимум две дочерние компании АВТОВАЗА — «Лада-Инструмент» и «АвтоВАЗ-ПРОО — планируют сократить свыше 850 сотрудников в связи с уменьшением заказов со стороны автозавода)? А заместителем в ранге директора у Мамиллапалле — поляк Напиорковский, хорошо известный тольяттинцам, как бывший менеджер по закупкам ЗАО «GM-AVTOVAZ», по слухам, вынужденный уйти из-за, скажем, неразборчивости в знакомствах. То есть, на ключевых позициях иностранцы, что противоречит заявлениям Андерссона. Говорит одно, делает другое, а думает — наверняка — третье. И точно не о развитии новых компетенций в России. Впрочем, судите сами.

Вот уже LADA XRAY будет на платформе Renault. А где же новая вазоовская платформа Лада В?

Уволился вице-президент по техническому развитию Евгений Шмелев, тот самый, который в 2009 году выступил против превращения ВАЗа в «отвертку». Андерссон расстался с ни легко. И, судя по сокращениям в НТЦ, техническое развитие Лады совсем не в приоритете.

Не сложилось и с обещаниями сократить руководителей. Фактически за счет реорганизации их количество только растет. По слухам, раза в четыре. За счет дробления производств. Говорят, заняты они не производственными проблемами, а презентацией «ежедневных маленьких побед», которых требует Андерссон. Зато открыты вакансии почти на два десятка топ-менеджеров. А они не идут, может, не хотят с Андерссоном работать?

АВТОВАЗ покидают те, кто проработал на производстве и на руководящих должностях десятки лет. И речь не идет о заслуженных ветеранах. Нет, уходят полные сил и амбиций профессионалы, которым по сорок-пятьдесят, основа и опора завода. Есть и другие настораживающие моменты. На сколько обосновано присутствие иностранных менеджеров в связи с их дороговизной? Насколько профессиональны те, кто приходит с ГАЗа?

В Тольятти началась охота на ведьм

Успехов не видно, зато в разгаре «охота на ведьм», призванная явить миру виновных в отсутствии так необходимых Андерссону успехов. И вот уже семейные рабочие династии объявляются злостной коррупцией. Желающих работать, но старающихся предостеречь новое начальство от очевидных ошибок, клеймят, как саботажников. «Саботаж» и «коррупция» — слова слишком часто употребляемые иностранным топ-менеджером. Бестактно часто.

А персонал все сокращается. Вместо 7500 планируется увольнение уже 14 000. Осенью. Выйдут люди из отпуска, а им: пожалуйте на выход! Хороший подарок к выборам губернатора…

Кстати, Андерссон с первых дней своего президентства заявлял, что сокращения неизбежны, но остающимся сотрудникам зарплата будет повышаться. За счет оптимизации и роста прибыльности.

Сокращения есть, а зарплаты не растут... При Комарове заявлялось, и справедливо, что роста зарплат не может быть, поскольку финансовое положение тяжелое. И тем не менее зарплата индексировалась не единожды.

В общем, репутация Андерссона шатается все сильнее. И все чаще ставится вопрос: в чьих интересах он действует? И все реже его в курилках называют Борисом Иванычем, а все чаще – «сказочником»...