Специалисты Минтранса придумали очень обтекаемое название для анклавов с платным въездом: места «специальной организации дорожного движения». Платный въезд на территорию такой резервации может быть введен «по решению органа местного самоуправления».
Документ увидел свет через неделю после состоявшегося в Москве заседания Международного экспертного совета по транспортным вопросам при правительстве Москвы. В нем, как сообщалось, поучаствовали «специалисты транспортной отрасли из России, Германии, США, Китая, Гонконга, Сингапура, Италии и других стран мира».
Напомним, что кое-кто из «специалистов» посоветовал московским властям … ввести платный въезд в центр города. Разумеется, это случайное совпадение: появление законопроекта Минтранса и глас главы Международного союза общественного транспорта Алана Флауша о платном въезде в часть населенного пункта: «Это работает очень хорошо в Лондоне, Стокгольме, Милане. Почему бы это не сделать в Москве? Но это непростой вопрос. Понадобится все объяснить гражданам, изменив при этом поведение водителей».
Понятно, что Министерство транспорта имеет в виду крупные города и их «рулевых». Но тут имеется юридический нюанс. Российское законодательство считает «органом местного самоуправления» выборный орган власти муниципального образования.
Допустим, московские чиновники сделали платным въезд в центр города. Скажем, в пределы Бульварного кольца. Но в таком случае, чем «аборигены кольца» лучше жителей, например, муниципального образования Фили-Давыдково? Правильно, ничем. Поэтому местный орган самоуправления Фили-Давыдково может без зазрения совести ввести платный въезд на свою территорию. Для всех, кто тут не проживает. Забавно было бы увидеть поперек Кутузовского проспекта пропускные пункты — для сбора денег с проезжающих. Прочие муниципалитеты столицы наверняка последовали бы этому примеру. А за ними – муниципальные образования Подмосковья и всей остальной России.
В свое время плата за проезд телег и проход путников по единственному мосту в округе становилась основой многовекового процветания целых феодальных династий.
Введение платы за въезд в московский центр навевает именно такие ассоциации. В отличие от упомянутых экспертом по общественному транспорту Лондона, Стокгольма и Милана, Москва имеет ярко выраженную радиальную структуру дорожной сети. Фактически, дорожная связность периферийных районов города обеспечивается лишь за счет московских колец – ТТК и МКАД.
Сделай платным въезд в центр, и «кольца» встанут в пробках. Понятно, в последнее время пересадка всех горожан в общественный транспорт стала некой священной коровой. Однако, недавняя трагедия с кучей погибших и раненных в московском метро популярности этой идее среди автомобилистов явно не добавила.
Профессор кафедры «Организация и безопасность движения» МАДИ Олег Майборода:
– В Москве запредельная плотность машин в пересчете на квадратный метр дорожного асфальта. Отсюда все проблемы с дорожными заторами и парковкой. Выходов из ситуации два: либо строить очень много дорог, либо ограничивать численность машин в городе. Строить новые дороги негде, поэтому единственный выход – любыми способами уменьшать количество машин любыми способами. И платный въезд в центр города – далеко не самый плохой из них. Одними ограничениями транспортные проблемы Москвы не решить. Параллельно необходимо убрать все офисы и бизнес-центры из центр к периферии города. Одно это способно радикально решить транспортные проблемы столицы.