В рамках Московского автосалона Подкомитет по стратегическим инновациям в автомобильной сфере ТПП РФ проводил опрос, в котором приняли участие 2500 человек. Если судить по выборке, большинство респондентов были москвичами. Но суть, в общем-то не в этом. Примерно две трети автовладельцев (67%) заявили, что хотели бы пересесть на электромобили, гибриды и подключаемые гибриды.
При этом 43% предпочли бы гибридный автомобиль, а 23,7% уже готовы ездить на чистом электрокаре. Впрочем, пока это не более чем желание конкретных людей. В настоящее время в столице зарегистрировано чуть больше тысячи электромобилей, и далеко не все из них принадлежат физлицам.
Тут стоит отметить, что отношение потенциальных покупателей к разного рода гибридам и электрокарам постепенно меняется. По крайней мере, если судить о Москве. В частности, по словам председателя Подкомитета по стратегическим инновациям Андрея Панкова, электромобиль перестает быть экзотикой и уделом энтузиастов. Кроме того, потребители стали лучше разбираться в вопросе и в состоянии отличить электромобиль от простого гибрида и подключаемого гибрида.
Потребители осознают, что основное конкурентное преимущество электрического транспорта заключено в очевидной топливной экономичности, и большая часть опрошенных заявила, что это является основным стимулом для покупки такой машины. Однако, как нетрудно заметить, гибриды для клиента пока гораздо интереснее, поскольку способны ездить не только на электротяге, но и с помощью ДВС. То есть они менее зависимы от инфраструктуры.
Последняя, к слову, является больной темой даже для столицы. Официально в Москве сегодня функционирует всего 28 электрозаправочных станций. Реально же их намного меньше, поскольку некоторые из них закрыты, расположены на территории режимных объектов, либо используются не по прямому назначению. При этом власти неоднократно обещали расширить сеть. В числе последних инициатив – увеличение числа ЭАЗС до 80-ти, однако точные сроки никто не озвучил. С таким отношением к клиенту, о реальной покупке и речи быть не может, ибо тот не может быть уверен, что доберется до нужной точки без приключений.
Вторая глобальная проблема – льготы. Пока они больше напоминают подачку, чем инструмент, используемый для стимулирования рынка. По сути у потенциальных клиентов есть лишь два аргумента: нулевые таможенные пошлины на электромобили, что позволило снизить их цену почти в два раза, и бесплатная парковка в центре Москвы.
Напомним, что в Европе и в США к владельцам электрокаров относятся более трепетно и предлагают значительные налоговые послабления и часто субсидируют покупку. Право пользоваться полосами для общественного транспорта и парковаться там, где другим это запрещено – не более чем бонус. В России же это преподносится, как великое благо.
Если вернуться к результатам опроса, российские потребители, помимо отмены транспортного налога на электромобили и гибриды (26%) и сохранения права на бесплатную парковку (19,5%), в числе основных стимулов для покупки видят предоставление налогового вычета (12,9%) и возможность ездить по выделенным полосам (22,3%). Пока же ставки транспортного налога даже на электромобили в нашей стране не отличаются от ставок на машины с ДВС.
Также, 33,3% респондентов уверены, что развитие рынка электротранспорта в России зависит прежде всего от государства, 21,3% – от производителей электротранспорта, 12% – от поставщиков, ответственных за создание и обслуживание объектов инфраструктуры. А большинство (33,4%) считает, что нужны совместные согласованные действия всех заинтересованных сторон. В общем, без господдержки вряд ли что-то получится.
Однако единственный стимул, о котором задумались власти в последнее время, на деле оказался очередным кнутом. Речь идет о возможном запрете на въезд неэкологичного транспорта в определенные районы. При этом, вряд ли этот запрет окажется тотальным. Значит, нам по-прежнему придется мириться с чадящими городскими автобусами и выбрасывающими тонны сажи грузовиками, владельцы которых озаботятся получением необходимых разрешений...