В сентябре Министерство промышленности и торговли Российской Федерации объявило конкурс на разработку серийных автомобилей с автономным управлением класса В. Такие автомобили должны обладать системами распознавания объектов движения и инфраструктуры, возможностью двигаться самостоятельно по заданному маршруту, для чего так называемые беспилотники оснащаются ультразвуковыми сенсорами, радарными датчиками и лазерными локаторами и видеокамерами. Тендер предполагал, что до 2016 году исполнитель создаст серийный беспилотник класса В. Однако ни одна автомобильная компания не проявила заинтересованности в проекте.
Тем не менее, конкурс будет объявлен вторично в январе-феврале 2015 года. Правительство уверено, что нельзя игнорировать мировой тренд по созданию автономных автомобилей, иначе российские автопроизодители останутся неконкурентоспособными, и страна будет импортировать подобные автомобили.
Проекты по созданию беспилотников сегодня действуют во всем мире, беспилотные автомобили уже доказали, что способны передвигаться как по гоночным трекам, так и по дорогам общего пользования без помощи человека. Автономные автомобили Google еще в 2012 году доказали, что способны проехать полмиллиона километров без единой аварии. Компания уже получила лицензию, позволяющую беспилотникам ездить по дорогам общего пользования. Правда, пока такие «роботы» слишком сложны — на крыше Toyota Prius, на базе которого построены гуглмобили, находится огромная антенна с кучей датчиков, которая и позволяет машине ориентироваться в пространстве. Компания Volvo, которая одна из первых предложила системы автоматического торможения и разгона в пробках, в 2012 устроила пробег: три автомобиля самостоятельно двигались в колонне за грузовиком, поддерживая дистанцию и скорость. Шведы пообещали серийные беспилотники к 2020 году. Буквально в октябре этого года Audi http://www.avtovzglyad.ru/news/2014/09/18/614721-audi-sozdaet-svoy-bespilotnyiy-avtomobil.html отправила беспилотный RS7 на трек. Свои автопилоты, способные самостоятельно тормозить и разгоняться, парковаться, объезжать препятствия, тестируют также компании Renault-Nissan, Ford, Toyota, Volkswagen, BMW, Mercedes-Benz, Cadillac, Tesla.
Практически у каждой крупной компании есть разработки в области автономного вождения. Но ради того, чтобы схема работала, конкурентам зачастую приходится объединяться – и создавать общую инфраструктуру, в рамках которой машины смогут самостоятельно взаимодействовать друг с другом. Так появились системы Car-to-X, Car-to-Car, подразумевающие постоянное общение машин друг с другом: они передают сигналы о торможении, заторах, дорожной обстановке, погодных условиях. К системе подключают и городскую инфраструктуру, и тогда машины ориентируются на работу светофоров, получают сигналы от разметки и даже «магнитного» полотна.
Но Россия пока бесконечно далека от этих технологий. Причем как на законодательном уровне, так и на бытовом: климат и состояние дорог часто затрудняют работу даже полуавтономных систем помощи водителю, что уж говорить о беспилотниках.
Для корректной работы систем слежения за разметкой необходимо наличие четко нарисованных линий на дорожном полотне, из-за чего этот ассистент часто оказывается бесполезным на наших дорогах. Многие автопроизводители поставляют в Россию машину без адаптивного круиз-контроля и систем распознавания дорожных знаков, так как часть функций не работает, когда загрязняются сенсоры — в нашем климате девять месяцев года это обычная ситуация. У нас неплохо работают обычные полуавтономные автопарковщики, которые способны, пока водитель сам нажимает педали, крутить руль и загонять автомобиль в подходящий карман. Но вряд ли когда-нибудь заработают автономные системы, когда водитель может выйти из машины у офиса, а автомобиль сам поедет искать себе место — стихийная парковка и повсеместное пренебрежение ПДД не позволят автопарковщику справиться с задачей.
Впрочем, инфраструктура и взаимодействие с другими участниками движения — общая проблема всех разработок беспилотников. Одно дело, когда машина идеально ведет себя на полигоне, другое — когда нужно вливаться в транспортный поток и дорожную обстановку, далекую от образцовой. Поэтому беспилотники пока не стали массовым явлением: чтобы система работала, все автомобили должны стать автономными. В Германии создана четырехлетняя исследовательская программа немецкого правительства Safe Intelligent Mobility – Testfield Germany, в задачи которой входит выработка единого стандарта. В программе участвуют Mercedes-Benz, BMW, Audi, General Motors, Volkswagen и Ford.
— Если говорить о практической стороне использования беспилотников, то, как показывает мировой опыт автомобильной промышленности, основные направления в разработке технологий «автопилота» — это помощь в пробках, слежение за дорогой и коммуникации между автомобилями. Конечно, пока подобные технологии не позволят водителю, например, читать газету или смотреть фильм — следить за дорогой все равно придется. На данном этапе развития «беспилотных» технологий речь скорее идет о помощи автомобилисту, а не его полной замене, — прокомментировал «АвтоВзгляду» ситуацию первый вице-президент «АвтоСпецЦентр» Алексей Тузов.
Второй нюанс — законодательство. Для того, чтобы беспилотники ездили по дорогам общего пользования, необходимо внести изменения в действующие Правила дорожного движения, прописать, в какой ситуации водитель должен взять управление беспилотником на себя, в том числе пожилой человек, человек с плохим зрением, в состоянии алкогольного опьянения. Возникают вопросы в случае с ДТП и действием страховки.
— Если рассматривать проблемы, связанные с использованием подобных авто, которые могут возникнуть на законодательном уровне, то вопрос о том, кто будет нести ответственность в случае возникновения ДТП, если внутри машины на момент аварии не было водителя, лично я бы не стал пока поднимать. Использование машин, управляемых полностью автономно, — это вопрос будущего. На данный момент существующие проблемы скорее «бытового характера»: качество автомобильных дорог, наличие дорожной разметки и соответствующих знаков, техническая оснащенность трасс системами навигации и прочее, — рассуждает Алексей Тузов.
Важно понять, как беспилотники поведут себя в плохих погодных условиях. Например, Google, получивший лицензию в Неваде, признает, что машины пока не могут ездить по льду, снегу и в тумане.
Пока в большинстве стран беспилотники не имеют права передвигаться по дорогам общего пользования. В рамках тестирования движение беспилотников, и то только в присутствии водителя, легализовали в американских штатх Калифорния и Невада. Дальше пошла Великобритания: в этой стране с января 2015 года собираются разрешить ездить на автономным автомобилях по обычным дорогам. Для этого будут внесены изменения в ПДД и нанесена новая дорожная разметка. Но для начала новые возможности станут доступны только в трех экспериментальных городах.
Американское ФБР в июле этого года в своем докладе о перспективах автопилотов назвало машины с автономным управлением смертельным оружием. По мнению экспертов ФБР, беспилотные автомобили дадут преступникам преимущество перед полицией во время погони. Они смогут, например, отстреливаться, не отвлекаясь на управление автомобилем. Также системы можно взломать и взять управление автомобилем на себя на расстоянии, заложить в автомобиль бомбу и отправить к месту теракта. С другой стороны, ФБР признало, что беспилотники должны уменьшить количество аварий на дорогах и снизить уровне агрессии.
В любом случае, большинство компаний — возможно, под давлением правительств — обещают появление серийных беспилотников к 2020 году. Но не в России?