Практически незамедлительно республиканское большинство в палате представителей, как ожидают аналитики, потребует на законодательном уровне одобрения строительства еще одной нитки трубопроводной системы Keystone XL, по которому с месторождения богатейших нефтяных песков в канадской провинции Альберта хлынет еще один поток дешевой (для США) тяжелой северной нефти на нефтеперегонные заводы Оклахомы, Иллинойса и Техаса. Предположительно – 500 000 баррелей в сутки, т.е. почти в двое больше, чем до сих пор.
Эта серьезная «прибавка» к топливному балансу США позволит снизить цену моторного топлива на бензоколонках страны, которая и так неделю назад уже упала до $2,92 за галлон (4,54 л) c прошлогодних $3,22. А значит, потирают ручки автопроизводители, у покупателя останется больше денег, которые он захочет потратить на покупку нового или второго автомобиля. К тому же он вновь потянется к большим прожорливым авто «американской мечты». Кроме того, республиканцы намерены добиваться снятия запрета на экспорт сырой нефти, газа и снижения уровня экологических требований к добыче угля. Вроде бы все снова налаживается, все будет как в старые добрые времена.
Однако, как отмечают эксперты, не все так однозначно. Начнем с того, что президентская администрация и большинство в конгрессе от Демократической партии, поддерживаемые экологическими научными и общественными организациями, в течении шести последних лет блокировали строительство новой нитки этой трубопроводной системы. Доводы – рост угроз окружающей среде и новый «вклад» в процесс глобального потепления.
Да и как быть с миллиардами долларов (в том числе и из государственной казны), вложенными в гибриды и утопичные электромобили, авто на топливных элементах, мощные литиевые аккумуляторы? Весь этот «научно-технический прогресс» надо «отбить»! А по свидетельствам дилеров, клиент, лицезрея приятные для глаз и кошельков перемены в ценниках бензоколонок, уже снова начал интересоваться большими мощными SUV, пикапами и седанами.
Так что республиканцам и стоящим за ними нефтяному лобби придется, во-первых, преодолеть вето президента Обамы – на строительство этого трубопровода требуется его разрешение, так как он пересекает границу США. Во-вторых, среди тех же автопроизводителей уже случился раскол и часть из них ратует за... повышение налога на топливо для поддержания НИОКР на развитие энергосберегающих и природоохранных технологий в автостроении. Хотя это отчасти понятно, ведь они уже серьезно потратились на разработку и выпуск экономичных, экологичных, более совершенных бензиновых и в особенности дизельных движков, трансмиссий, новых легких и прочных материалов.
Такой вот сыр-бор вызвало падение цен на американских АЗС. Впрочем, как нам кажется, янки с неожиданно свалившимся на них счастьем справятся. Как всегда — себе на пользу. И тут возникает вопрос: а если российским властям, помимо программы утилизации, снизить в нашей богатой нефтью стране цены на топливо? Смотришь, люди стали бы покупать больше автомобилей, да и вся цепочка – хлеб-жилье-питание-транспорт подешевела бы, возросла покупательная способность населения. Глядишь, и собственное, импорт замещающее производство ожило и стали бы мы вылезать из системного экономического кризиса, а?