Необходимость реформы системы обучения (а новые правила подготовки водителей вступили в силу 12 августа) в автошколах — лишь следствие того, что зачастую будущих водителей готовят из рук вон плохо, с нарушением всех норм и требований. Чтобы понять, что происходит «за кулисами» автошкол, особенно тех, что противятся реформе, корреспондент портала «АвтоВзгляд» отправился на обучение в одно из этих учебных заведений, считающееся едва ли не самым популярным в Москве. И убедился: с подобной подготовкой начинающие водители далеко не уедут.
«Центральная автошкола»: без окон и дверей
Судя по информации на официальном сайте, «Центральная автошкола» (ЦА) — одно из старейших (работает с 1990 года) и популярнейших учебных заведений столицы по подготовке водителей. К услугам учеников – аж 23 филиала по всему городу, профессиональные инструктора, учеба, начинающаяся заново каждую неделю и свободный график посещения занятий. Чтобы проверить, как на деле готовят водителей в «Центральной автошколе», я решил отправиться на обучение в ближайший к своему дому филиал на улице Констатинова, дом 11А (Алексеевский р-н, СВАО). Первое, что меня удивило — найти это учебное заведение в небольшом пятиэтажном здании оказалось весьма непросто: никаких вывесок или указателей на нем попросту не было. Обойдя дом три раза и опросив прохожих, я наконец выяснил, что входят в «потайную» автошколу через подвал, скрытый под пластиковым козырьком. Там у двери висит звонок, рядом с которым красным фломастером написано «автошкола»: звоню, мне открывают, и я поднимаюсь на пятый этаж.
К чему такая секретность столь популярному учебному заведению – не вполне понятно, но я отбрасываю сомнения и смело иду в учебный класс на организационное собрание, где уже сидят шестеро будущих водителей. Вскоре к нам выходит женщина средних лет (очевидно, администратор) и начинает рассказывать о том, как устроено обучение в «Центральной автошколе». Первая его часть — теоретический курс; по правилам он должен длиться около 106 часов, однако, меня и других учеников сразу же «успокаивают»: все пройдет гораздо быстрее. Вся учеба в классе продлится лишь четыре дня — по два полуторачасовых занятия в каждом, т.е. всего 16 академических часов (здесь это называется «ускоренный курс»). Но куда же делись остальные положенные по закону 90 часов? Администратор отчасти объясняет их исчезновение: дело в том, что такие учебные дисциплины, как первая помощь, устройство и эксплуатация автомобиля вынесены в факультативные занятия. Длятся они по 4 часа, а стоят от 500 до 950 рублей, при этом учить или не учить, к примеру, первую помощь, каждый ученик решает сам — мол, дело это такое, добровольное (хотя на самом деле они должны входить в курс обучения обязательно). Что до оставшегося «урезанного» курса теории ПДД и ОБД (организации и безопасности движения), то стоит он 8 тысяч рублей. Мне, как молодому 25-летнему ученику, положена скидка в 30% — и я должен отдать за все теоретическое обучение всего 5600 рублей. На этой оптимистической ноте консультация заканчивается, и тем, кто решил учиться в «Центральной автошколе», предлагают перейти к оформлению документов. Все сидящие в классе соглашаются — и я присоединяюсь к ним.
«Серые» схемы, спрятанные в документах
В соседней с учебным классом комнатушке бабушка-кассир резво собирает с учеников деньги и выписывает им чеки. Собственно, все первоначальное оформление в «Центральной автошколе» и сводится к оплате теории и заключению договора на учебу. Будущие водители в этот документ предпочитают не вчитываться — однако, дьявол как всегда кроется в деталях. В договоре прописано, что автошкола «обязуется провести консультации по ПДД и ОБД и ознакомить гражданина с условиями обучения в автошколах города Москвы». То же слово «консультации» фигурирует и в качестве назначения платежа в квитанции. Этот, на первый взгляд, незначительный нюанс на самом деле очень важен, поскольку он означает, что ученики «Центральной автошколы» никакого обучения в ней не проходят; в противном случае им пришлось бы посетить все положенные по закону 106 учебных часов.
А вот что такое «консультации по ПДД и ОБД» ни в одном регламентирующем документе не прописано, что не удивительно, ведь обучением они по факту и не являются. Как следствие, мало того, что будущие водители в «Центральной автошколе» физически не смогут усвоить необходимый им теоретический курс — так еще и в случае какого-либо резонансного ДТП с их участием ЦА не понесет за их крайне слабую подготовку никакой ответственности. С точки зрения закона все в порядке — консультации это не обучение, и никакого контроля их качества попросту не предусмотрено.
Чтобы у учеников не возникало подозрений, что с их учебой что-то обстоит не так, преподаватели в «Центральную автошколу» подбираются только опытные и высококвалифицированные. Все четыре дня, пока длилось теоретическое обучение у моей группы, учебный материал нам преподавал бывший сотрудник ГИБДД, судя по всему, с огромным стажем. Слушать его было довольно занимательно — вот только объем знаний, полученных за 16 часов лекций даже при самом блестящем преподавании не могут заменить 106 часов, необходимых по нормативам для подготовки водителей.
По сравнению с полноценным учебным курсом по теории, который в столичных автошколах в среднем стоит от 12 до 15 тысяч рублей, те 8 тысяч, которые за свои консультации берут преподаватели в «Центральной автошколе» для будущих водителей, не понимающих, как их обманывают, выглядят крайне привлекательно. Но администрация этого учебного заведения нашла прекрасный способ, как забрать у своих учеников деньги, которые те, казалось бы, сэкономили на курсе теории. В каждой автошколе взимается небольшая комиссия за организацию сдачи экзамена в ГИБДД, в среднем — 400-500 рублей. По сути, эти деньги идут на доставку документов ученика дорожным полицейским и предоставление для сдачи практического экзамена в ГИБДД учебной машины от автошколы. Однако, в «Центральной автошколе» эта услуга почему-то стоит в 14(!! раз больше — 7 тысяч рублей. Эти деньги ученики отдают, оформив необходимую медицинскую справку формы 083/у, сделав фото на документы и отсканировав паспорт. От многих из тех будущих водителей, кто учился вместе со мной, я слышал удивленные вопросы в духе «А семь тысяч-то отдавать за что?!». Однако уклончивые ответы администраторов про якобы дорогостоящую организацию экзаменов в ГИБДД учеников всякий раз быстро успокаивали. А ведь наведи они справки про ценовую политику московских автошкол – и так легко «разводить» их на большие деньги персонал «Центральной автошколы» уже не смог бы.
Как одного ученика две автошколы поделили
Очередной «сюрприз» поджидал меня в тот момент, когда я, окончив теоретический «недокурс», решил приступить к занятиям по вождению. 1,5 часа езды с инструктором стоят в «Центральной автошколе» 800 рублей — обычная цена для Москвы. В среднем будущий водитель должен «откатать» 25 занятий, но, как заверил меня администратор, если я буду делать успехи, все пройдет гораздо быстрее. Первые четыре урока мне пришлось оплатить авансом – из расчета тысяча рублей за одно занятие; на вопрос, зачем мне сразу отдавать четыре тысячи рублей и переплачивать, таким образом, 800 рублей, администратор «Центральной автошколы» объяснил, что это необходимо для подбора инструктора. Но неужели в этом учебном заведении с ними все так плохо? Как оказалось, все гораздо проще — своих инструкторов здесь попросту нет, и тут начинает действовать очередная «серая» схема, которая называется «автошкола-партнер».
На практике это выглядит следующим образом: филиал «Центральной автошколы» дает консультации по теории, после чего отдает своих учеников в распоряжение других учебных заведений для «откатки» и выдачи документов. Так, «партнером» для филиала на улице Константинова, где я проходил учебу, служит автошкола Электромеханического колледжа №55 на Михалковской улице (р-ны Коптево и Головинский, САО). Что это означает для учеников? Учиться они пришли именно в «Центральную автошколу», привлеченные ее популярностью и многообещающими посулами с сайта. Однако после сдачи внутренних экзаменов в свидетельстве об окончании учебного заведения будет стоять далеко не она, а автошкола-«партнер» (в случае с филиалом на улице Константинова это будет автошкола Электромеханического колледжа №55).
Что тут можно сказать! Парадоксальная ситуация: учебная организация именует себя автошколой, размещает на сайте лицензию, а вместо обучения в соответствии с лицензионными требованиями и выполнения программ обучения проводит короткие курсы под видом консультаций, после которых учащиеся не могут обратиться в ГАИ для сдачи экзаменов, потому что после таких курсов свидетельство об окончании автошколы не выдается, а сдача экзаменов экстерном запрещена. Но при этом все ученики выходят на экзамен в ГИБДД со свидетельствами об окончании других автошкол. Вот вам и «серая» схема в действии!
Таким образом, едва ли не главная автошкола столицы в принципе учебным заведением не является: практических занятий она не проводит, а теоретические уроки на деле оказываются непонятными «консультациями». При этом некоторые ученики наивно полагают, что отправившись в «Центральную автошколу» они смогут сэкономить деньги и побыстрее получить права. Но чудес не бывает — учат здесь по времени столько же, как и в других автошколах (по состоянию на август 2014 года — около трех месяцев), а любую экономию сводят на нет внушительные поборы вроде 7 тысяч рублей за сдачу экзаменов в ГИБДД (за которые, как выяснилось, просто выписываются свидетельства автошкол- «партнеров») вместо «обычных» 400 или 500 рублей. Но одними «серыми» схемами минусы «Центральной автошколы» не ограничиваются: никакой ответственности за своих учеников это заведение не несет в принципе, поскольку, как уже говорилось, его следов не будет в свидетельстве об окончании, выдаваемом будущим водителям. И сколько бы раз они не попадали в крупные ДТП и сколько бы громких уголовных дел не возникало из-за этого, «Центральная автошкола» формально ничего общего с ними она не имеет.
Закон бизнесу не помеха
После того, как 12 августа вступили в силу новые, более строгие правила подготовки водителей, и большинство автошкол приостановило деятельность до получения всех согласований с ГИБДД, «Центральная автошкола», как ни в чем не бывало, продолжила свою бурную деятельность, не имея при этом необходимых документов —специального акта от ГИБДД. Этот документ подтверждает, что оборудование автошколы и ее учебные программы соответствуют всем новым правилам. Все автошколы, прошедшие необходимые согласования, размещены на сайте www.gibdd.ru в разделе «Проверка автошкол». И «Центральной автошколы» в этом списке нет! Несмотря на это, оператор ее «горячей линии» спокойно сообщил мне о том, что условия обучения прежние и набор учащихся идет полным ходом. Как же такое возможно?
За ответами я решил обратиться в центральный филиал ЦА. По понедельникам здесь традиционно устраиваются оргсобрания, где потенциальным ученикам разъясняют, как устроен весь процесс обучения. Вместе со мной в классе — 10 человек; девушка-администратор, заметно нервничая, объявляет нам следующее:
— Вы можете уже сейчас проходить теоретические занятия и вождение, но когда у вас будет экзамен в ГИБДД, я сказать не могу. Может, до нового года, а может – после. Дело в том, что у нас нет акта от дорожных полицейских, и поэтому регистрировать учеников в ГИБДД мы пока не можем. Поэтому несите документы, учитесь. Но когда вы будете сдавать на права, никому не известно.
На этом моменте несколько человек — очевидно, смекнувших, что к чему — вышли из класса, но большая часть осталась и послушно оплатила теоретический «недокурс». Хотя девушка-администратор фактически прямо заявила о том, что, во-первых, «Центральная автошкола» прямо нарушает закон: обучать будущих водителей без акта от ГИБДД нельзя, это нарушение лицензионных требований, которое карается крупным штрафом или приостановкой деятельности. Во-вторых, нет никакой гарантии, что ЦА вообще получит «добро» на работу от дорожных полицейских — а в этом случае ее ученики попросту останутся ни с чем, лишившись денег и не получив водительские удостоверения. Однако мало кто из будущих водителей понимает такие тонкости — и «Центральная автошкола» продолжает делать на них деньги в обход всех законов и правил. Как выяснилось, нарушать закон, «Центральной автошколе» не привыкать. В 2013 году Департамент образования Москвы своим приказом приостанавливал действие лицензии «Центральной автошколы» за грубые нарушения на полгода. В 2014 году тот же Департамент образования по итогам плановой проверки выдал ЦА предписание на устранение очередных выявленных нарушений. Весьма вероятно, что после того, как ГИБДД и другие надзорные органы, включая прокуратуру, узнают больше о работе этого сомнительного учебного заведения, оно все же закроется насовсем. И кто знает — может быть, из-за того, что она и подобные ей конторы больше не будут готовить водителей, наши дороги со временем станут безопаснее.