Аккумуляторы китайские, российские, корейские, американские, турецкие, итальянские, немецкие, словенские. От представленных в России марок и моделей рябит в глазах. И все продукты вроде технологичные, качественные, надежные. Только многие батареи в суровых зимних условиях «дохнут» уже на третьем пуске, независимо от того, сколько за них «уплочено» — 1500 или 5000 рублей. Как не ошибиться при выборе?
Хотя, казалось бы, все просто. Идешь в магазин и берешь батарею, чьи характеристики отвечают требованиям производителя конкретной модели авто, ориентируясь на свои финансовые возможности. И значительное число автовладельцев так и делает, считая, что, по большому счету, все аккумуляторы изготавливаются по примерно одинаковым технологиям и разница только в раскрученности бренда. Однако это не совсем так. В чем мы убедились, побывав на словенском заводе TAB, выпускающем хорошо известные в нашей стране еще с советских времен аккумуляторы Topla.
…Заводские цеха TAB удивляют почти полным безлюдьем и чистотой вроде бы «грязного» производства. Понятно, что почти стопроцентная автоматизация практически всех процессов позволяет владельцам экономить на рабочей силе, но для потребителя не это главное. Мы можем быть уверены, что на качество продукции не повлияет пресловутый человеческий фактор и все технологии и параметры будут соблюдены с точностью, как говорится, до миллиметра…
Любая аккумуляторная батарея, как известно, процентов на 65-70 состоит из свинца, который сегодня довольно дорог — более 2000 долларов за тонну. И извлечь максимальную прибыль любой «батарейщик» может не только сократив его содержание в аккумуляторе, но и используя свинец ненадлежащего качества. Насколько «хорош» такой элемент питания, водитель может узнать уже через месяц-другой после начала его эксплуатации, особенно в холода или жару. Но в любом случае, «шмардюк», как называют подобные поделки продавцы аккумуляторов, дольше года не проживет. При этом многие дилеры той же Topla уверены, что к «шмардюку» можно отнести не только весь китайский товар, но и весьма значительный процент российских изделий. И даже некоторую часть очень известных европейских аккумуляторов, но об этом чуть позже.
А для начала очень коротко напомним, что любая стартерная батарея состоит из шести «банок», в каждой из которых помещается определенное количество пар разнополюсных свинцовых пластин, которые обрабатываются так называемым активным веществом (его состав в зависимости от полярности электрода меняется). Активное вещество так же изготавливается из свинца. Но рафинированного — то есть очень чистого. И все это заливается электролитом (серная кислота, разведенная дистиллированной водой). Так вот, от качества и количества перечисленных ингредиентов и зависит, как аккумулятор будет запускать двигатель; обеспечивать энергией потребителей при выключенном моторе и, наконец, питать потребителей в дополнение к генератору при езде.
…В аккумуляторы Topla, как мы убедились, производитель умудряется вставить больше пластин, чем у подавляющей части конкурентов. Благодаря чему значительно увеличивается ток холодного пуска. Насколько этот показатель важен в сложных российских климатических условиях и автопарка, средний возраст которого — далеко за 10 лет, пояснять, пожалуй, не надо. Хотя, конечно, у потребителя может возникнуть вопрос, не в ущерб ли качеству пластин наращивается их количество? Пройдя по всей технологической цепочке производства, ваш корреспондент убедился, что все обстоит с точностью до наоборот: именно благодаря высокому качеству растет количество. Дело в том, что словенцы не льют решетки, из которых выполнены пластины, а изготавливают их по методу Expanded Metal Technology — холодный прокат, перфорирование и последующая растяжка.
В итоге высокоточной штамповки получается совершенно одинаковый — по всем параметрам, в том числе и геометрическим — продукт. Что позволяет не только применить в аккумуляторе большее число пластин, но и по максимуму задействовать их активную поверхность. Отсюда и пресловутый, но такой желанный владельцем какой-нибудь семилетней «бэхи» увеличенный пусковой ток..
Кстати, говоря об аккумуляторах-«шмардюках», могу дать полезный совет. Сомнительную батарею отличает не только низкая цена, но и вес (хотя в данном случае эти категории, как ни странно, взаимосвязаны). Невысокая стоимость изделия достигается за счет «экономии» на пластинах, в итоге псевдоаккумулятор значительно легче нормального. Хотя и с последним можно попасть впросак. Скажем, производители крайне популярных у нас немецких батарей фактически официально признают, что на всю, поставленную в магазины продукцию может приходиться до 2% брака. И ведь это действительно так. Особенно много нареканий вызывает бренд, чью продукцию продавцы окрестили «сгущенкой» не только за схожую с лакомством советских времен цветовую гамму, но и непонятное содержание. Впрочем, вернемся на завод TAB.
…Готовые пластины, как уже говорилось, обрабатываются так называемым активным веществом (его еще называют массой или пастой). Для того, чтобы его получить, чистейший свинец перемалывают в пыль в гигантских мельницах, а затем «обогащают» специальными добавками.
Состав и свойства пасты в конечном итоге и определяют свойства аккумулятора. Как метко заметил мой коллега, это все равно как тесто определяет качество пирога. Понятно, что у каждой хозяйки имеется собственный «секретный рецепт» приготовления. Не раскрывают его и специалисты TAB. Однако, подчеркивая его высочайшую эффективность, дают на батареи Topla трехлетнюю гарантию. Замечая при этом, что для них, если по гамбургскому счету, и пять лет эксплуатации — не срок...
Но вот пластины готовы, сварены в пакеты и установлены в аккумулятор. Теперь его надо залить электролитом и зарядить. Обычно, для снижения себестоимости, эту процедуру производители батарей проводят один раз. Вполне допустимо, конечно. Однако нельзя забывать, что в процессе заводской зарядки активное вещество, впрессованное в решетку электродов, неизбежно осыпается и срок службы электролита, а значит и батареи в целом, снижается.
Удивляться тут нечему — качество и пропорции серной кислоты и воды, из которых и состоит электролит, строго определены и не должны содержать загрязнений, способствующих, помимо прочих причин, его преждевременному истощению. Тем более, что «взбодрить» его в современных необслуживаемых аккумуляторах не представляется возможным. Впрочем, словенцы сумели решить и эту проблему.
…На TAB при изготовлении аккумуляторов Topla практикуется двойная зарядка (или, как говорят специалисты — формовка). Электролит в батарею заливается дважды, причем использованный в первый раз в дальнейшем не используется.
Мне показалось любопытным, что в процессе формовки обязательное охлаждение батарей (перегрев означает гибель АКБ) идет не дедовскими методами посредством воды, а с помощью специальной системы, заставляющей электролит постоянно циркулировать в корпусе аккумулятора. А качество и уровень заряда здесь контролируют и электроника, и оператор...
В минувшем году объем вторичного рынка аккумуляторных батарей в России (общее количество поставленных батарей российскими аккумуляторными заводами и иностранными дистрибьюторами для свободной продажи автолюбителям или корпоративным клиентам) составил, как сообщает аналитическое агентство «Автостат», 10,35 млн. единиц, что на 1% больше, чем год назад. Доля иностранных производителей — 57% или, если в абсолютных цифрах, 5,91 млн. штук. И без малого 5% из них — это словенская Topla. Цифра, согласитесь, заслуживающая уважения.