1920 год
В 1920-е гг единых ПДД для всего Советского Союза не существовало. Совет народных комиссаров РСФСР утвердил 10 июня 1920 года Декрет «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям», далее по тексту – Московская губерния. В этом своде были оговорены скоростные лимиты для движения по городу, в том числе в темное время суток, учет транспортных средств и работу автоинспекторов. Декрет был принят за основу правил уличного движения во многих советских городах.
Например, отдельный раздел разъяснял использование номерных знаков автомобиля – с уточнением, что «самописные знаки отнюдь не допускаются», только печатные. Знаков должно быть два, передний – укреплен вертикально на левом переднем крыле, задний – на кузовной части или особой стойке «не ниже аршина от земли». Номерные знаки должны содержаться в чистоте и исправности и вполне соответствовать своему назначению: опознанию на ходу машины спереди и сзади.
Каждый автомобиль должен быть зарегистрирован в Транспортном Отделе Московского Совета Депутатов, а незарегистрированные подлежат аресту и немедленной передаче в один из гаражей Транспортного Отдела – что там сегодня говорят про конфискацию за нарушение ПДД? Более того, каждый прибывающий в Москву автомобиль, если он не из Московской губернии, в течение 24 часов должен был быть зарегистрирован – чуть ли не военное положение.
Водители, которые тогда назывались шоферами, обязаны иметь при себе удостоверение экзаменационной комиссии при Транспортном Отделе Московского Совета Депутатов на право управления машиной – по сути водительские «права» — и удостоверение личности, выданное с места службы, с визой Военного Комиссариата города Москвы.
До Венской конвенции 1968 года, стандартизировавшей международные Правила дорожного движения, еще десятки лет, а собственные страны только начинают устанавливать. В молодом Советском государстве в ПДД 1920 года оговаривается скоростной режим: легковые автомобили должны двигаться по улицам со скоростью не более 25 верст в час (27 км/ч), грузовые – не свыше 15 верст в час (16 км/ч). При этом ночью при отсутствии световых фонарей автомашины не должны развивать свыше 10 верст в час (11 км/ч). «Обгон в узком месте и срезание углов безусловно воспрещаются».
Уже в 1920 году, судя по своду правил, возникла необходимость ограничивать использование звуковых спецсигналов: «езда с милицейским свистком, как вызывающая панику на улицах, воспрещена». (Ау, современные авто с мигалками)! Все машины должны быть оборудованы звуковым сигналом и глушителем.
А вот для нынешних любителей бросить автомобиль в запрещенном месте: «Воспрещается оставлять машину на улице без присмотра».
За соблюдение Правил ответственность несла Автоинспекция Транспортного Отдела Московского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов, представители которой могли «останавливать в случае надобности автомашины не иначе как поднятием флажка днем или фонаря ночью». А лица, не подчиняющиеся требованиям Транспортной Инспекции, «подлежат немедленному аресту» — все строго.
В 1920 году о повсеместном свободном пользовании автомобилем обычными советскими гражданами речи и не шло, машины выделялись высокопоставленным руководителям с разрешениями различных Комиссий. А уж «пользование автомобилем для поездки в театры, концерты и т.п. безусловно запрещено».
1930-1940-е годы
Спустя десяток лет становится понятно, что автоинспекторов недостаточно, нужна полноценная организация, контролирующая дорожное движение. В 1931 году в Главном управлении Рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) подписан циркуляр «О порядке организации надзора за выполнением правил уличного движения», создаются отделы по регулированию уличного движения – ОРУДы. В 1934 году была создана Главная Государственная автомобильная инспекция.
15 мая 1933 году Цудортранс (Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта) утвердил «Правила движения автомобильного и гужевого транспорта на дорогах СССР». Спустя месяц стандартизировались дорожные знаки: по ГОСТу «Знаки дорожные для регулирования и безопасности автогужевого движения». И было их — 4 указательных, 13 воспрещающих и 6 предупреждающих (об опасностях). Появляются первые светофоры – в виде циферблата, разделенного на красные и зеленые сектора, по которым двигалась стрелка.
До 1940 года единого свода Правил дорожного движения в СССР нет, они разрабатываются местными органами власти и в основном ориентируются на гужевой транспорт. В 1940 году утверждены типовые «Правила дорожного движения по улицам и дорогам Союза ССР», на основе которых создаются местные ПДД, разработан единый образец водительского удостоверения, правила учета и технического осмотра. В 1945 году разработаны ГОСТы: «Знаки дорожные сигнальные», который разделил знаки на три типа – предупреждающие (желтое поле, черная кайма и черное изображение) – перекресток, крутая кривая, железнодорожный переезд, прочие опасности; воспрещающие – проезд воспрещен (с уточнением типа транспорта), ограничение скорости, запрет обгона и пр. и указательные, обозначающие повороты и парковки. Введены единые регистрационные знаки – желтый фон, два черные буквы и четыре черные цифры.
1950-е годы
В 1950-е свод Правил насчитывает уже немало пунктов, а в случаях, не предусмотренных в Правилах, рекомендуется «вести автомобиль так, чтобы не создавать помехи для окружающих и не угрожать их безопасности». От водителя требуется не только иметь удостоверения на право вождения автомобиля, талон технического паспорта, но и «быть опрятным, дисциплинированным, вежливым и тщательно следить за состоянием автомобиля».
Запрещено управлять автомобилем в состоянии опьянения, при аварии и несчастных случаях надлежит не трогаться с места, если это не мешает движению, до прибытия сотрудников милиции.
Водители, виновные в нарушении Правил движения, подвергаются административным взысканиям, налагаемым органами Милицейской службы и Госавтоинспекцией. Взыскание зависит от характера нарушения – это может быть предупреждение; штраф, оплачиваемый на месте, в сумме, установленной местным Советом депутатов трудящихся; замена талона к удостоверению на право управления транспортом; штраф, взыскиваемый в административном порядке; лишение права управления на срок от 15 дней до 6 месяцев.
Не так просто для современных водителей и при современном трафике было бы разобраться с, например, приоритетом на перекрестках. Улицы разделяются на главные и второстепенные, но знаков нет. Главные улицы характеризуются более интенсивным движением или более широкой проезжей частью. Раздолье для орудовцев!
Со скоростью дела в 50-х обстоят довольно лояльно. Вот этот пункт очень бы понравился нынешним лихачам: «На шоссейных дорогах вне населенных пунктов можно вести автомобиль со скоростью, допускаемой состоянием дороги, профилем пути, степенью видимости и обеспечивающей полную безопасность движения». В населенных пунктах предельные скорости устанавливаются местными Советами депутатов – для легковых автомобилей обычно 50-70 км/ч.
Однако при определенных условиях действуют другие ограничения скорости, причем московские могут отличаться от типовых. Чаще всего лимит составляет 15 км/ч — при скоплении пешеходов на проезжей части, гололеде, встречном разъезде при недостаточном освещении, 5 км/ч – при развороте, движении задним ходом, во время тумана, а мимо школ и больниц — снижение скорости вплоть до полной остановки.
«При остановке водитель обязан ставить автомобиль в один ряд с другими автомобилями по направлению движения, вплотную к тротуару, а за городом — на обочине дороги». Это элементарное требование из 50-х многие современные водители выполнить просто не в состоянии. Как и требование не ставить машину на пешеходных переходах, против ворот и выездов (в Москве разрешается остановка не более чем на две минуты). Для столицы также отделено оговаривается запрет ставить машину в 30 метрах от вентиляционных шахт метро или в 10 метрах от подъезда.
«При движении в три ряда поворачивающие направо занимают место в правом ряду, поворачивающие налево – в левом ряду, следующие прямо – в среднем ряду». А ведь в 50-х еще не было съездов с ТТК на Лениградку или шоссе Энтузиастов, на которые многие позволяют себе сворачивать в четыре ряда в обход очереди, тормозя тех, кто едет дальше, и собирая вечные пробки.
А вот это правило проезда нерегулируемых перекрестков (знака «Главная дорога» еще не было) себя изжило, так как даже звучит аварийно: «Водители транспорта любого вида должны пропускать транспорт, вышедший на перекресток первым», если только не выезжаешь с «побочных улиц с небольшим движением». Также следовало обращать внимание на такие условия: уступить дорогу транспорту, движущемуся под уклон или на подъем, трамваю, троллейбусу и автобусу, а только затем легковушке, мотоциклу и в последнюю очередь грузовому автомобилю. Причем в разных крупных городах существовали свои приоритеты в видах транспорта. Работает и «помеха справа».
В 1956 постановление Совета Министров РСФСР «О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте» предоставляет Госавтоинспекции Управления милиции МВД РСФСР лишать водителей «прав» на управление автомобильным, мотоциклетным и городским электротранспортом сроком до 1 года за управление транспортом в нетрезвом виде и запрещать эксплуатацию автомобилей и мотоциклов личного владения, если владельцы управляют ими без водительских удостоверений.
В Москве в качестве исключения разрешается устанавливать на автомобиль только один номерной знак – сзади, в то время как по Союзу требуется две таблички. «Знак всегда должен быть чистым».
1959 год
С 1 января 1959 года меняется ГОСТ (3207-58) «Знаки номерные для дорожных транспортных машин» — черные цифры на желтом фоне сменяются четырьмя цифрами и тремя буквами белого цвета на черном фоне.
Совет министров РСФСР принимает положение о порядке пользования автомобильными дорогами, где перечисляются следующие требования: в случае остановки транспортные средства должны быть отведены на правую обочину, а при длительной остановке или ночлеге – выведены на полосу отвода; при стоянке на обочине в условиях плохой видимости должны быть включены подфарники и габаритные сигналы.
Все водители транспортных средств и граждане, обнаружившие на дороге или искусственных сооружениях неисправности, угрожающие безопасности движения, обязаны немедленно сообщать об этом ближайшим дорожным органам и органам милиции.
В 1959 году Советский Союз присоединился к международной Конвенции о дорожном движении, принятой в Женеве в 1949 году.
1961 год
С 1 января 1961 года начинают действовать первые единые для всего СССР Правила, основанные на Конвенции 1949 года.
В так называемый талон предупреждений вносятся отметки за превышение скорости в опасных условиях, нарушение правил обгона и маневрирования, езду по левой стороне, создающую угрозу безопасности движения, и несоблюдение рядности, управление транспортом с неисправностями, нарушение правил проезда и железнодорожных переездов, нарушение правил пользования осветительными приборами, нарушение правил остановки и стоянки транспорта. При наличии в талоне трех отметок компостером и при последующем нарушении в течение 12 месяцев удостоверение на право управления машиной изымается, а комиссия ГАИ принимает решение о переэкзаменовке или лишении прав.
В январском номере газеты «За рулем» за 1961 год есть статья об аварии в гололед. Как сообщается в заметке, водитель на автомобиле «Москвич» в гололед ехал по Каширскому шоссе со скоростью 35-40 км/ч, а не 20 км/ч, как того требуют Правила, и попал в ДТП. «За грубое нарушение» ПДД был лишен «прав» на полгода.
Первые единые для всей страны ПДД были введены в 1961 г. (они базировались на Конвенции 1949 г.). Затем, после некоторой переработки, эти Правила были переутверждены в 1965 году, и действовали до 1 января 1973 года, когда их сменили основанные на Конвенциях 1968 года и дополняющих их Европейских соглашениях 1971 года.
1963 год
В 1963 году выходит постановление «О дополнительных мерах по предупреждению аварий на автомобильном транспорте», в котором сообщается, что «основными причинами аварийности на автомобильном транспорте продолжают оставаться слабая воспитательная работа среди работников автохозяйств, низкая трудовая дисциплина отдельных шоферов и наличие случаев управления автомобилями в нетрезвом состоянии».
В Перечне нарушений от 1963 года, за которые полагается административный штраф, оставлены без внимания не только водители, но и пешеходы и велосипедисты. Так, за переход пешеходами улиц в непредусмотренном для этого месте или на запрещающий сигнал, управление велосипедом или гужевой повозкой в нетрезвом состоянии полагается штраф до 10 рублей; за несвоевременную регистрацию транспортного средства, за самовольное переоборудование транспортного средства, за остановку в запрещенных местах – до 5 рублей; за другие нарушения – до 1 рубля.
1965 год
В 1965 году действуют единые Правила для всего Союза, однако уточняется, что ограничения движения в городах и других населенных пунктах осуществляется на основании решений комитетов местных Советов депутатов трудящихся. Пешеходам с санками, тележками и велосипедами разрешается ходить только по краю проезжей части (обочине) у тротуара, в то время как «свободным» пешеходам полагаются тротуары в полное распоряжение. Вообще, «двуногим» участникам дорожного движения и пассажирам общественного транспорта посвящен отдельный раздел из 16 пунктов (сегодня — 8).
Водителям мопедов, гужевой повозки или саней водительские права иметь не обязательно, но они обязаны предъявить документ, подтверждающий знание Правил дорожного движения – неглупое положение, от которого мы затем отказались.
В этом своде правил уже есть пункт, разрешающий водителям автомобилей со спецсигналами отступить от требований ПДД.
Запрещается управлять автомобилем в состоянии «даже легкого алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств» или в «болезненном состоянии или утомлении». Шоферы обязаны пользоваться предупредительными сигналами перед началом движения или изменением направления – современным водителям лень включить поворотник в своей машине, а в 1963 году в случае отсутствия световых сигналов предупреждения полагается подавать рукой.
Ограничение скорости в городах устанавливается на привычном нам лимите в 60 км/ч (хотя сегодня в крупных городах, в частности в Москве, этот порог постоянно меняется) – но это для легковых машин, автобусов и мотоциклов, а для остальных – 50 км/ч. «Двигаться в левом ряду разрешается только при обгоне и занятых правых рядах.
С проездом нерегулируемых перекрестков все по-прежнему непросто. Правила 1963 года предлагают руководствоваться следующими «подсказками»: главная дорога на трехстороннем перекрестке – улица с продолжением в обе стороны, на четырехстороннем – улица с покрытием или улица, где движение возможно в два и более ряда. На равнозначных дорогах приоритет предоставляется трамваю, затем нерельсовым механическим т/с и мопедам, потом прочим. При проезде площадей (круговое движение) приоритет представляется тем транспортным средствам, которые уже находятся на площади.
В целом Правила 1963 года уже близки к современным.
1973 год
С 1 января 1973 года вводятся новые Правила дорожного движения и Государственный стандарт «Знаки дорожные». Экзаменов по новым ПДД Госавтоинспекция проводить не планирует, однако собирается подвергнуть проверке тех водителей, которые допустят грубые нарушения.
Водитель обязан иметь при себе водительское удостоверение, регистрационные документы на ТС, путевой лист или доверенность, если машина принадлежит другому индивидуальному лицу.
О приближении к перекрестку с равнозначных и неравнозначных дорог сообщают предупреждающие знаки с красной окантовкой. В случае, если главная дорога меняет направление движения, то водители должны проезжать этот перекресток, как будто это равнозначные дороги, в отличие от нынешних положений.
Скоростной режим по-прежнему оговаривается только в городе – 60 км/ч для всех. А так «водитель должен выбирать такую скорость движения, чтобы быть в состоянии выполнить необходимые действия по управлению автомобилем».
Сегодня противотуманки ушли от своей прямой функции, и часто их включают «для красоты», пригасив головной свет. Однако в 1973 году в ПДД четко оговаривалось, что «противотуманными фарами можно пользоваться только во время тумана, дождя, снегопада, а также при движении по узким дорогам с большим количеством поворотов». ПТФ должны быть включены совместно с основными фарами и подсветкой номера. Фара-прожектор или фара-искатель, предусмотренная заводом-изготовителем (и ни в каком другом самодеятельном случае), может быть включена только вне населенных пунктов при отсутствии встречных машин.
К слову о нынешних любителях шторок на окнах: в 1973 году запрещается эксплуатация автомобиля, если на ТС установлены «жалюзи или занавески, ограничивающие видимость».
1980 год
2 ноября 1979 года Приказом МВД СССР вводятся новые Правила дорожного движения, которые вступают в силу с 1 июня 1980 года.
В них появляется требование пристегиваться в автомобиле ремнями безопасности, если таковыми оборудовано транспортное средство. Наконец, оговариваются знаки приоритета, которые указывают очередность проезда перекрестков – «главная дорога», «уступите дорогу», а также «преимущество встречного движения».
Вне населенных пунктов полагаться только на свои ощущения по нужному скоростному режиму больше нельзя – скорость ограничена 90 км/ч, а для водителей со стажем менее двух лет, внимание, не более 70 км/ч. У органов управления на местах есть право повышать скоростной режим на дорогах, где условия обеспечивают безопасность. Водителю запрещается двигаться на слишком малой скорости и создавать помехи движению других транспортных средств.
Машин на улицах уже достаточно много и далеко не все водители руководствуются здравым смыслом и вежливостью. Поэтому в Правилах появляется пункт, запрещающий выезд на перекресток или пешеходный переход, если там есть затор — не правда ли, как знакомо? При повороте водитель должен пропустить пешеходов, а также снизить скорость или остановиться при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу, пропустить общественный транспорт при его отъезде с остановки. Оговаривается использование световых огней, близкое к нынешним требованиям.
На автомагистралях запрещается учебная езда, езда со скоростью ниже 40 км/ч и движение грузовиков далее второй полосы.
1987 год
Последний свод Правил дорожного движения, относящийся к Советскому Союзу, вступил в силу 1 января 1987 года. Они мало чем отличаются от современных, привычных нам ПДД.
Ремнями безопасности можно не пристегиваться инструктору по вождению и детям до 12 лет (о детских креслах речи пока не идет). Помимо алкогольного и наркотического опьянения и утомления появляется запрет на управление автомобилем под воздействием лекарственных препаратов, снижающих скорость реакции и внимание.
Звуковые сигналы в населенных пунктах подавать можно только для предотвращения аварии. Любопытно, что для «привлечения внимания обгоняемого водителя» разрешается подавать сигнал переключением света фар – сегодня такое поведение сочли бы хамским и даже подумывают отнести к понятию «агрессивное вождение». Разрешается включать противотуманки в темное время суток.
Скорость движения на автомагистралях увеличивается для легковых автомобилей до 110 км/ч, на других дорогах остается на лимите 90 км/ч. По-прежнему водителям со стажем менее двух лет вне города разрешено ездить не быстрее 70 км/ч. На автомагистралях запрещается теперь и движение задним ходом, и разворот в разрывах разделительной полосы.
Обгон запрещен на перекрестках, за исключением движения по главной дороге, в крутых поворотах, в конце подъема, на железнодорожных переездах, а вот о совсем недавно узаконенных «зебрах» речи пока не идет. Стоянка на мосту разрешена, что противоречит современным ПДД.
Полосы для общественного транспорта уже в 1987 году запрещены для водителей легковых автомобилей.