Российских потребителей долгие годы обвиняли в том, что они не любят практичные семейные универсалы и покупают седаны. Притом, последним отдавали предпочтение даже когда речь шла о приобретении авто для поездок на дачу. В пример же «просвещенные», побывавшие в Европе, приводили жителей Германии, Франции, Италии и других «продвинутых» в этом плане регионов: мол, европейцы предпочитают универсалы, на которых всей семьей ездят не только по магазинам, но и по соседним государствам.
Второй, менее эмоциональной причиной традиционной нелюбви русских к практичному типу кузова всегда считался климат: отопить трехобъемный кузов всегда проще, благо багажник в данном случае отделен от пассажирского отсека не мягкой шторкой, а кузовными элементами и спинкой дивана.
Но в то же время, когда россияне пристрастились к хэтчбекам и кроссоверам, второй аргумент стал неактуален, особенно в средней полосе России. Более того, в модельной линейке российского бестселлера – Lada Granta – самым популярным типом кузова является лифтбэк – седан, замаскированный под хэтчбек.
В общем, дело отнюдь не в климате, а в «наследственности». Ведь большинство легковых авто в СССР были именно седанами, обладать же универсалом было далеко не так престижно. Мало того, после появления восьмого семейства, за такими авто окончательно закрепился имидж машины для дачника.
Но воды с тех пор утекло не мало: универсалы давно стали стильными, быстрыми и маневренными. Более того, многие компании выпускают «заряженные» версии своих «сараев», достоинства которых, в конце концов, оценили и в России.
До динамики кроссоверов им пока очень далеко, но в последние годы в нашей стране наблюдается однозначный рост спроса на машины такого типа. Если в 2008 году, по данным аналитического агентства «Автостат», на универсалы приходилось менее 3,5% рынка, то сегодня – больше 6%. Доля по-прежнему мала (в Европе – около 12%), однако тенденция очевидна.
Так в чем же дело? Судя по всему, причина – в расширении предложения в этом классе, которое стало возможным в первую очередь за счет бюджетного сегмента. Как только появились недорогие «сараи», их начали покупать. Эти практичные вместительные машины доступнее кроссоверов. И если раньше у российского покупателя была только вазовская «классическая» «четверка», на смену которой пришли Focus Wagon и KIA Cee'd SW, то сейчас на рынке появились и новые отечественные модели, и недорогие иномарки.
Исходя из статистики, примерно 75% рынка универсалов в России занимает АВТОВАЗ. Лидер сегмента – LADA Largus, построенный на платформе В0 и фактически являющийся копией Dacia MCV.
Причины популярности более чем очевидны: автомобиль вполне доступен – от 398 000 рублей, к тому же это единственный универсал в своем ценовом сегменте, который имеет семиместную конфигурацию. Largus занимает почти половину российского рынка универсалов. Кроме того, в Тольятти не так давно создали Largus Cross – модификация повышенной проходимости с увеличенным клиренсом и некрашеными бамперами, что наверняка только укрепит позиции модели на рынке.
На втором месте – вазовская LADA Kalina, цена на которую начинается с 338 300 рублей. Покупательский интерес к «сараю» этой модельной линейке выше, чем к хэтчбеку. С охотой, хоть и меньшей, покупают российские потребители и универсал Priora (от 402 900 рублей).
Другие «сараи»-бестселлеры также относятся к бюджетному классу. Среди иномарок самым популярным универсалом является Kia С’eed SW, который стоит минимум 664 900 рублей. Второе место – у Ford Focus. Однако он дороже и стоит от 761 000 рублей. На третьем месте – универсал Chevrolet Cruze (от 707 000 рублей).