По данным «Яндекс.Пробки», общая загруженность дорог в Москве стала меньше на 5% по сравнению с осенью 2013 года. Меньше пробок стало, прежде всего, в центре города: внутри Садового кольца средняя скорость движения выросла на 4% утром и на 5% вечером, в пределах ТТК – на 9% и 3% соответственно. Напомним, власти города связывают эти смехотворные улучшения с развитием сети платных парковок. А многие эксперты в свою очередь отмечают, что теперь пробок становится больше в спальных районах, а улицы, прилегающие к зонам платных парковок, заставлены машинами.
Специалисты аналитического сервиса также подсчитали среднюю загруженность всех крупных московских улиц, составив подробную пробочную карту, и выявили закономерность образования заторов в зависимости от времени суток.
При всем при этом общая загруженность дорог Москвы снизилась на 5%, по сравнению с сентябрем-октябрем 2013 года. Внутри Садового кольца средняя скорость движения выросла примерно на 4% в утренний и на 5% в вечерний час пик. В зоне ТТК улучшения почти на 9% утром и на 3% вечером.
Когда?
Никто не удивится, что большинство пробок образуется в утренние и вечерние часы пик, когда преобладающее количество москвичей едут на работу или возвращаются домой, то есть с 7 до 10 утра и с 17 до 20 часов вечера. Тем не менее, высокая загруженность – более пяти баллов из десяти – наблюдается в течение всего дня. Причем утром основные скопления машин – за пределами ТТК, а вечером – в центре города.
Более-менее свободно по столичным дорогам удается передвигаться только ночью, с 23:00 до 06:00. И то москвичи знают, что и в это время можно застрять в любой части города
Меньше всего заторов образуется по понедельникам, а больше всего – по четвергам. Суббота давно перестала быть днем, когда можно спокойно прокатиться на машине по Москве: заторов в этот выходной день бывает даже больше, чем в понедельник – магазины, развлечения…
Где?
Лишь шесть участков из 21 вылетных магистралей, ведущих от Садового кольца до МКАД, в часы пик загружены «всего» на пять-семь баллов: улица Красная Пресня – Звенигородское шоссе – проспект Маршала Жукова, Мичуринский проспект, улица Новый Арбат – Рублевское шоссе, улица Профсоюзная, Енисейская улица и Варшавское шоссе до пересечения с Калужским. А Марксистская улица и Ленинский проспект от пересечения с проспектом Вернадского до МКАД даже остаются «зелеными» в часы пик.
Однако абсолютное большинство дорог в Москве перегружены. Самые серьезные и долгие заторы наблюдаются на шоссе Энтузиастов, Волгоградском проспекте, Ярославском шоссе и проспекте Мира по утрам, а вечером большинство машин скапливаются на Новом Арбате, Кутузовском проспекте и Можайском шоссе. От МКАД до Садового по шоссе Энтузиастов – а это далеко не самая длинная вылетная магистраль – в среднем в час пик приходится ехать 70 минут!
Что касается кольцевых, то МКАД и ТТК загружены одинаково в обе стороны, а на Садовом быстрее обычно ехать по внутренней стороне, чем по внешней.
Почему?
Несмотря на то, что в пробках каждый день приходится терять по несколько часов, москвичей и жителей области это не заставляет отказываться от передвижения на личных автомобилях. И появление платной парковки и принудительная эвакуация, судя по количеству машин на платных местах и, как и раньше, на тротуарах и бордюрах, не пугает водителей. Кнут не слишком эффективен, а вот пряников столичным водителям явно не хватает.
Главная беда – недоверие к общественному транспорту, а ведь в таком большом городе это единственная альтернатива автомобилю. Метро перегружено, в часы пик не сразу можно войти в вагон. Пригородные электрички не радуют удобным расписанием и обогреваемыми/кондиционированными вагонами. Автобусные и троллейбусные остановки не всегда находятся в удобной пешей доступности, сами автобусы ходят с переменным успехом, а если на улице холод и слякоть, как обычно и бывает 9 месяцев в году, то общественный транспорт оказывается неудобной альтернативой личному автомобилю.
Все меняется, когда общественный транспорт оказывается удобнее машины. Если человек может сесть в полупустой автобус и по выделенной полосе (которая в часы пик все же свободнее других) добраться до работы и пройти от остановки 100 метров, в то время как на машине ему придется стоять в пробках, а затем идти от парковки километр, то он скорее всего поедет на автобусе. Иногда пригородный транспорт оказывается неожиданно удобным способом передвижения по Москве – например, электричка от Белорусского до Савеловского вокзала идет пять минут: это раза в четыре быстрее, чем на метро или машине, и стоит значительно дешевле. Или региональный экспресс с комфортными вагонами, который едет практически без остановок и не стоит в пробках и на железнодорожных переездах на загородных дорогах. И такие решения во многих западных столицах в приоритете.
Беда только, что такие быстрые маршруты со всеми удобствами — редчайшее исключение. На деле чаще мы видим переполненные автобусы и троллейбусы с промерзшими стеклами. Тогда уж лучше просидеть лишний час в теплом автомобиле.
Пока же вместо развития удобного общественного транспорта власти больше занимаются строительством новых дорог и развязок. С открытием новых маршрутов автомобилей не будет меньше – наоборот, туда хлынет больше автомобилистов. А по пустой выделенной полосе будет ехать автобус с парой пассажиров. Тем временем на дорогах, где идет ремонт, движение становится значительно медленнее: осенью это было заметно на ТТК между Кутузовским и Ленинским проспектами, на МКАД в районе развязок с Ленинским и Мичуринским проспектами, Можайским и Каширским шоссе, Библиотечным проездом.
Пока же власти готовят очередной кнут – платный въезд в центр Москвы.