Об этом автомобиле один из моих ироничных коллег сказал приблизительно так: «судя по цене, скоро машина появится на всех дорогах страны». И он прав, хотя есть еще одна причина неизбежной популярности автобуса: он создан по... заявкам пассажиров!
Как вспоминает президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин, толчком к созданию модели послужила популярная радиопередача еще в 2010 году:
— Тогда нас резкой критиковали за качество продукции. Мы же были с этим не согласны и решили достойно ответить на выпады. Во время эфира пришлось ответить на множество вопросов, в том числе и нелицеприятных. Но самое интересное, что после нее мы получили 60 страниц SMS Понятно, что часть из них прислали водители, которые эксплуатировали «Газель», находили в ней недостатки и хотели их исправления. Но 90% сообщений были от... женщин! Меня это и позабавило, и удивило: откуда они знают про особенности нашей техники? А ответ оказался прост: это были пользователи маршрутных такси! Точнее, пользовательницы! Что стало для меня своеобразным открытием — все-таки мы ориентированы на коммерческие грузовики и постоянно прислушивались к мнению водителей, механиков, экспедиторов, грузчиков и т.д. А тут выяснилось, что мало обращали внимание на рынок пассажирских перевозок, для которого мы выпускали для нвсего около 3000 машин в год. Тем более, что большая часть в этом секторе производилось доработчиками, которые просто покупали у нас кузов и шасси. А тут оказалось, что «маршрутка» — чуть ли не имиджевый для автозавода товар! И тогда мы постарались все исправить максимально быстро: заменить неудобные сиденья, скользкий линолеум и ряд других мелочей. Но были моменты, которые быстро было не исправить: неудобная раздвижная дверь, низкий потолок, отсутствие стоячих мест и т.д. Но мы поняли, что должны сделать удобный и небольшой автобус для городских перевозок. И сделать его можно было только на базе только зарождавшейся «Газель – NEXT...
Все для пассажиров
Производители заложили четыре основных требования к новому автобусу: комфорт, безопасность, функциональность и главное — низкая стоимость.
Начнем с комфорта. Конструкторы добились, чтобы в салоне мог спокойно стоять человек почти двухметрового роста (точнее — метр девяносто). Немаловажную роль для городского транспорта является обзорность — пассажир не всегда знает название остановки и ориентируется «по приметам». Посему — большая площадь остекления, которая еще и придает автобусу некую воздушность. Немаловажный момент «вход- выход». Помня хлопающую раздвижную дверь у «Газель-Бизнес», в новом варианте она распашная, шириной 550 см. и открывается водителем внутрь салона кнопкой. Шрферу теперь не надо орать «хлопните посильнее», а то и выбегать на улицу и закрывать дверь снаружи самому. Чтобы через пару сотен метров повторить эту операцию вновь... В салоне установлено два отопителя: основной и дополнительный жидкостный. Так же есть опция независимого топливного отопителя.
Водитель будет доволен
На автобусе стала впервые использоваться новая модернизированная КП. Здесь производители пошли на достаточно нетрадиционное решение и установили промежуточную опору, которая исключает деформацию валов при повышенной нагрузке. Которые в российских реалиях, увы, неизбежны. Так же у коробки отсутствует «задний хвост» на шлице. Это устаревшее конструкторское решение еще 80-х годов, при котором уплотнить конструкцию невозможно. Вместо него — фланцевое соединение карданной передачи.
Отдельная тема – двигатель. Это дизельный «Каминс» объемом 2,8 литров, но так же модернизированный. От себя добавлю, что проездив несколько лет на «Соболях» с похожим силовым агрегатом, в этом году пришлось ехать в экспедицию в Среднюю Азию с огромным груженым прицепом. Увы, на горных перевалах Кыргызстана мощи откровенно не хватало. А в автобусном варианте изменена камера сгорания, доработан турбокомпрессор и он вполне прилично тянет даже перегруженный автобус – 48 человек. Увы, не смотря на то, что это на рушение, — для России перегруз вполне нормальное явление. Отсюда и задний мост с увеличенной несущей способностью и усиленными тормозами, и усиленная 4-листовая задняя подвеска. Она без подрессорника, но со стабилизатором поперечной устойчивости.
Если же говорить о кузове, то каркасный вариант дал широкие возможности для экспериментов при проектировании. Каркас у новинки — с двухслойным грунтованием, на который крепятся панели бортов из оцинкованной стали. На производственной линии весь кузов проходит катафорез: опускается в специальную ванну, покачивается, даже внутренние поверхности каркаса защищены от коррозии. И только после этого идет на линию окраски. Можно сказать, что для защиты корпуса от коррозии проектировщики сделали даже слишком много. Кстати, крыша автобуса — пластиковая. Но благодаря каркасной конструкции, на безопасности это никак не сказывается.
И сегодня ГАЗ предлагает два типа автобуса: городской и междугородний. В последнем предусмотрены двухточечные ремни безопасности для каждого пассажира, а в первом – дополнительные поручни и место для инвалидов. Кстати, производятся автобусы на линии, где раньше делали «Чайки» и другие представительские лимузины. И окрашиваются они в той же камере,только модернизированной.
Возможны варианты
— Мы понимаем, что возможности новинки гораздо шире, — заметил директор по развитию Павел Середа, — Например, кузов позволяет создать модификацию для перевозки пассажиров бизнес-класса в аэропортах, туристические и школьные автобусы.
При этом шасси «Некста» годится и для цельнометаллического фургона. В марте планируется выпуск фургонов объемом 13,5 кубов с высокой крышей. На его базе можно создать множество модификаций: от школьных автобусов до медицинских автомобилей. Так же планируется появление автобуса на базе «Газона-Некст» на 22 посадочных места, который будет изготавливаться на «Павловском автомобильном заводе». Таким образом, к 2016 году ГАЗ планирует закрытьлинейку по посадочным местам.
При этом президент ГАЗ признался, что допущена большая маркетинговая ошибка: заказов на новый автобус в 2 раза больше, чем изначально рассчитывали заводчане. Посему планируется увеличение производства с 3000 до 6000 единиц в месяц. В результате производственная линия работает 7 дней в неделю по 3 смены, но все заказы выполнить все равно не получается – поставщики узлов и деталей не успевают с поставками. Проблему собираются решать за счет сертификации доработчиков.
Поехали!
...Но лучше один раз попробовать, чем часами рассуждать о достоинствах и недостатках автомобиля. Производители предложили нам провести тест-драйв автобуса на... гоночном треке «Нижегородского кольца». Которое, кстати, считается одной из лучших гоночных площадок в стране. «Помогли» и погодные условия: трек обледенел и на нем буквально разъезжались ноги. И на нем мы имитировали работу водителей автобусов: останавливались по всем правилам на «остановках», сажали и высаживали «пассажиров» и ехали дальше. И ни одна «остановка» не пострадала!
В результате попытаюсь сделать свое небольшое заключение. Плюс новинки: хотя двигатель почти такой же, как и на полноприводном «Соболе», управление не в пример легче. Педали мягче и чувствительнее. Автобус аккуратно трогается и тормозит. Возникает ощущение, что едешь на обычной легковушке-иномарке. Минус: механический ручник. Для пассажирского транспорта поневоле напрашивается пневматика. Хотя на практике водители не пользуются ими при каждой остановке. Так же можно говорить о автоматической коробке передач. Только тогда стоимость автобуса резко возрастет....
Посему, о цене: городской автобус стоит 1 100 000 рублей, пригородный – 1 300 000 рублей. Это дешевле аналогов на 20-40 процентов.
Технические характеристики:
Пассажировместимость: 18 и 19 человек
Масса снаряженного автобуса: 3014 и 2960 кг.
Максимальная скорость: 110 км/ч
Расход топлива:
60 км/ч — 8,5 литров на 100 км.
80 км/ч — 11,5 литров на 100 км.
Минимальный радиус поворота по колее наружного переднего колеса: 110 м
Двигатель
Рабочий объем цилиндров: 2,8 л
Максимальная мощность: 88,7 кВт, (120,6 л.с.)
Трансмиссия
Сцепление: однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом
Коробка передач: механическая, 5-ступенчатая
Подвеска
Передняя: независимая, на поперечных рычагах с цилиндрическим пружинами, со стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя: две продольные, полуэллиптические рессоры с дополнительными рессорами и стабилизатором поперечной устойчивости
Амортизаторы: газонаполненные, телескопические, двухстороннего действия
Тормоза
Передних колес: дисковые
Задних колес: барабанные
Запасная тормозная система: каждый контур рабочей тормозной системы