В 2014 году, на фоне политической нестабильности, экономической депрессии и падения курса рубля, Mercedes-Benz не только не перестал продавать автомобили, но и постоянно увеличивает продажи – в этом году на 12%. Штутгартской марке удалось занять долю рынка в 41% в большой немецкой тройке, опередив Audi и BMW. Модели S-Class, GL-Class, M-Class и GLK стали лидерами в своих нишах.
Ситуация классическая. Во время экономических кризисов прежде всего падает спрос на среднеценовой сегмент – стали брать намного меньше Ford, Peugeot, Opel, Chevrolet, Citroёn. Бюджетный снижается ниже, ведь из-за повышения цен к нему обращается больше покупателей. В премиуме продажи в кризис растут.
Показательно, что россияне в трудные времена отправляются в салоны не BMW и Audi – обе марки показали снижение, а к Mercedes-Benz.
Автомобили с трехлучевой звездой считаются выгодным вложением средств, на котором можно будет ничего не потерять, а то и заработать спустя пару лет на вторичкеl. Также выросли продажи Infiniti, Lexus, Volvo и Porsche, причем у последнего – на 24%. В декабре наблюдался особенно высокий спрос на автомобили всех марок, в том числе и премиальных. Как сообщили «АвтоВзгляду» в одном из дилерских центров Mercedes-Benz, люди сметали все, даже «Смарты», случайно попавшиеся на глаза в соседнем зале.
Ситуацию на рынке по просьбе портала «АвтоВзгляд» прокомментировал директор департамента корпоративных продаж ГК «АвтоСпецЦентр», Андрей ХРАМОВ:
— 2014 год стал третьим годом кризиса, который развивается на российском авторынке. В этом году снижение уровня продаж относительно 2013 года составило 10,3%. И это с учетом декабрьского покупательского ажиотажа, спровоцированного падением рубля и обеспечившего отличные показатели по сбыту многим дилерам. В последнем месяце года было реализовано почти 280 тысяч автомобилей, что на 9 % больше, чем годом ранее – декабрь 2014-го побил все рекорды по продажам в истории российского авторынка. Ранее максимальные продажи в месяц достигали 256 000 легковых автомобилей...
После традиционно первой отечественной LADA лидерами стали корейские бренды: KIA, которые, несмотря на декабрьские проблемы с поставками, смогли продать 195 691 автомобиль, и Hyundai, реализовавший 179 631 авто. Самыми продаваемыми моделями по итогам года стали Hyundai Solaris и KIA New Rio. Высокие результаты продемонстрировали и представители Страны восходящего солнца, они улучшили процентные показатели: Mazda (50 716 шт.) – на 17,5%, Nissan (162 010 шт.) – на 10,7%, Mitsubishi (80 134 шт.) – на 1,8% и Infinity (8 983 шт.) – на 3,5%.
Традиционно премиальный сегмент авторынка всегда менее подвержен влиянию кризиса, чем массовый. Больше всего в этом классе выросли продажи автомобилей Porsche, показавшие прирост к результатам 2013 года на уровне 24,2%.
— План продаж Porsche в 2014 году по ГК «АвтоСпецЦентр», — продолжает наш собеседник, — был перевыполнен. Относительно прогнозов на 2015 год, как по бренду в целом, так и по новым моделям, необходимо учитывать, что повышение ставок по автокредитованию ощутимо скажется на продажах, однако острого дефицита товара нет: заказы на автомобили принимаются в обычном режиме...
В то же время участники рынка единодушно говорят о кризисе, расходясь лишь в оценках его глубины. Ни один из экспертов не предполагает роста в 2015-м.
Так, по некоторым прогнозам, падение рынка уложится в диапазон от 20% до 40%.
На итоговой пресс-конференции АЕБ была обозначена цифра в 24 %. При этом 2015 год не будет таким же катастрофическим, каким был 2009-й, худший год для авторынка России за всю его историю, когда падение, по сравнению с 2008-м годом, составило 49 %.
При этом г-н Храмов не согласен с прогнозом АЕБ:
— Мы рассчитываем на увеличение планки ближе к третьему кварталу 2015 года и связываем это со стабилизацией курса валюты. Итоговое падение по 2015 году, по моему мнению, будет меньше 24%... В оценке же угроз для рынка большинство экспертов единодушны: это нестабильность курса валют и падение реальных доходов и покупательской способности населения. Надежды авторынка связаны, в первую очередь, с антикризисными мерами государства. К ним эксперты относят программу утилизации, субсидирование отечественных предприятий, собирающих иномарки на территории России, снижение ключевой ставки ЦБ, вкупе со стимулированием автокредитования. На данный момент определенности по запуску антикризисной программы нет, поэтому участники рынка высказываются на эту тему крайне осторожно. Тем не менее, уже сейчас производители и продавцы автомобилей заявляют, что, несмотря на экономическую ситуацию, цены на новые авто в 2015 году увеличатся. По разным данным рост составит от 10-15 % для автомобилей, собираемых в РФ, до 25-40 % для завозимых из-за рубежа.
— Данные собственных исследований ГК «АвтоСпецЦентр», — продолжает г-н ХРАМОВ, — проводившихся в январе 2015 года среди посетителей автосалонов, говорят о том, что падение рынка может быть значительным. Так, из 150 респондентов, принявших участие в опросе, 30 % отнеслись к возможности покупки автомобиля в этом году как к маловероятной. С другой стороны к сомневающимся в реальности покупки авто относятся и 15 % людей, которые готовы совершить ее при условии больших скидок. Такой вариант развития событий вероятен, особенно во время традиционных для отрасли сезонных скидок. Участники опросов надеются на адекватные меры поддержки авторынка со стороны государства и, в целом, готовы к росту цен, планируя свои предстоящие расходы. Паника, характерная для периода активного падения рубля, прошла. Респонденты в меньшей степени будут обновлять свой автопарк, часть из них вместо покупки нового автомобиля уйдет на вторичный рынок. Те клиенты, которые ранее планировали приобретение премиальных брендов, в большинстве своем, планов пока не меняли. Так что. на мой взгляд, в настоящий момент рано делать долгосрочные прогнозы. Ситуация в стране и мире далека от стабильной, и когда кончится турбулентность предугадать невозможно. Есть разные сценарии, зависящие от множества факторов. И, исходя из того, какой из них будет иметь место в реальности, мы можем получить как длительное и мощное падение, так и относительно спокойный спад, который легко нивелируется в следующие год-два…