Skoda с удовольствием отчиталась о продажах за первый месяц «мертвого» сезона на российском рынке: было приобретено 5125 автомобилей. Это на 8% больше, чем в январе 2014 года, когда дилеры реализовали 4744 машины.
На фоне мрачных прогнозов, которые эксперты и сами производители делают на 2015 год, положительная динамика удивительна. На примере Skoda, как бюджетного массового бренда, можно разобрать ситуацию.
ДЕКАРЬСКИЕ СДЕЛКИ
Во-первых, в январский зачет могли пойти контракты, которые автосалоны заключили еще в декабре, во время ажиотажного спроса на абсолютно все машины, которые россияне могли успеть купить у дилеров.
В последний месяц года, ожидая неминуемого повышения цен и дальнейших проблем с зарплатами и курсами, машины и телевизоры сметали с полок даже те, кто не планировал покупку в ближайшее время.
Кто-то приобретал автомобиль, хотя собирался обновить автопарк лишь через полгода. Кто-то даже инвестировал в этот классический источник расхода. В декабре был побит рекорд российского авторынка: реализовано 270 600 автомобилей – на 2,4% больше, чем в декабре 2013 года.
И те сделки, которые автосалоны заключали в декабре, порой идут в счет январских продаж. Предзаказы, доставка… Однако так делают всегда, и в январе все равно на рынке затишье, а не 8-процентный рост.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
В кризис продажи автомобилей если и растут, то в премиуме, и то недолго. Российский рынок капиталистическую схему оправдывает: в плюсе у нас сейчас Mercedes-Benz, Lexus, Volvo, Land Rover и особенно Porsche. Больше всех просел среднеценовой сегмент.
А вот бюджетные машины продолжают покупать – хорошо себя чувствуют Hyundai и KIA с их Solaris и Rio и та же Skoda.
Отлично идет Octavia – это бестселлер марки. С Rapid, который как раз является конкурентом Rio и Solaris, а также Volkswagen Polo Sedan, дела идут хуже, чем могли бы – возможно, из-за позднего вывода автомобиля на рынок. Широко растиражированный имидж марки как бюджетного Volkswagen, играет на руку Skoda – испанский бренд SEAT, также входящий в концерн VW, проиграл во многом из-за своей безвестности и был вынужден уйти с нашего рынка.
ЛОКАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Большинство иномарок, входящих в топ-10 на российском рынке, производятся в России с большей или меньшей степенью локализации. А значит, ценники меньше зависят от колебаний курсов валют (хотя стоимость комплектующих все равно будет расти), а логистика «короче» и «быстрее». Переход на предзаказы, о котором неофициально сейчас шепчутся автопроизводители, таким компаниям не помеха – они могут позволить себе держать в автосалонах запас автомобилей для немедленной продажи и оперативно доставлять клиентские машины с заводов.
Эксперты любят рассуждать очевидностями: рынок будет падать, вероятно, на те же 10%, что и в прошедшем году. Однако в январе 2014 года, не догадываясь о грядущих санкциях и политической «заварушке», те же эксперты были намного оптимистичнее. Рынок мало следит за мнениями авторитетов, а живет по своим законам. Год может оказаться не таким уж страшным для АВТОВАЗа, KIA, Hyundai, Skoda и подобных марок. Ну и Mercedes-Benz с Porsche, конечно же.