Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимир Моженков на встрече автодилеров в Нижнем Новгороде заявил на днях, что продажи легковых автомобилей в России в этом году могут снизиться до 1,5 млн. штук. Это соответствует примерно 40-процентному падению относительно уровня 2014 года, составившего 2,49 млн. авто. Ранее Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) прогнозировала сокращение реализации автомобилей в России в 2015 году примерно на 24%. «АвтоВзгляд», напомним, уже давно предрекает падение российского авторынка в 2015 году на 50%. Участников отечественного авторынка понять можно: они до последнего не хотят принимать реалистический сценарий ближайшего будущего. И так, по данным г-на Моженкова, из 4,4 тыс. дилерских центров, существовавших в России на начало 2015 года, к его концу, скорее всего, закроется почти четверть – около 1000 штук.
По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры», в сфере торговли и обслуживания машин занято около 400 000 сотрудников.
– Многие бренды сейчас на грани ухода с рынка, их продажи упали на 70-80% по сравнению с февралем прошлого года – для бизнеса это катастрофа», – заявил президент РОАД агентству ТАСС. По его данным, например, дилерская сеть «Ford» в России, состоящая из почти 140 техцентров и шоу-румов, находится на на грани разорения. Не намного веселее себя чувствуют российские сбытовые подразделения Peugeot, Opel и Chevrolet. Чуть легче сейчас торговцам машинами корейских и отечественных марок. А продавцы, работающие с авто премиум-сегмента – Mercedes, BMW, Lexus, – прекрасно чувствуют себя во время любого кризиса.
Как утопающие цепляющиеся за соломинку, автодилеры надеются на меры господдержки – продление на 2015 год программы утилизации и введение льготного автокредитования. С помощью утилизации игроки рынка надеятся продать дополнительно аж 500 000 авто за год. Мол, раз осенью 2014 года с ее помощью реализовали дополнительно около 150 000 машин, то за 2015 год – куда больше успеем. Это утверждение было бы верным, кабы курс рубля сейчас находился на уровне осени 2014. Сейчас он почти вдвое ниже относительно евро и доллара. Из-за этого новые машины в дилерских центрах подорожали, в среднем, на 30%.
Мало кто, кстати, оценил как следует тот факт, что при скачке доллара вверх почти вдвое, иномарки вздорожали лишь на треть. Это косвенно свидетельствует о том, что западные автопроизводители до последнего времени продавали в России свою продукцию гораздо дороже, нежели она того стоила: завышали цены, как минимум, на 40%. Иначе откуда бы у них такой «запас прочности» взялся? Так или иначе, но на фоне взлетевших рублевых цен на легковушки, 50 000-70 000 рублей скидки за сданный автохлам сейчас выглядят просто несерьезно. К тому же, многие обладатели свободных денег постарались закупиться новыми машинами в конце декабря 2014, до повышения цен в автосалонах. Что не добавляет надежд на восстановление спроса.
Надежд на автокредитование тоже не много. Если б ключевая ставка ЦБ оставалась на прошлогоднем уровне 8%, то поводы для оптимизма просматривались. При нынешних 14% идея взять автокредит остается в списке самых неумных. Призывы автоторговцев к правительству запустить программу льготного кредитования, судя по всему, останутся не более чем воплями утопающих. По разным данным, на финансирование льготных автокредитов дилеры просили у государства что-то около 20 млрд. рублей.
А на днях Минфин опубликовал сообщение, что дефицит федерального бюджета РФ за январь-февраль 2015 года составил 765 млрд 174 млн рублей или 7,4% ВВП. Правительство в данный момент придумывает как бюджет сократить не менее чем на 10% – примерно на 100 трлн. рублей. Какие льготные автокредиты в таких условиях!? В таких условиях надеяться приостановить происходящий обвал на российском авторынке может только неисправимый оптимист.