По итогам 10 месяцев продажи тольяттинских моделей упали на 30%, что не могло не вызвать недовольства у акционеров компании, и без того терпящей колоссальные убытки. Чтобы хоть как-то спасти положение, менеджмент предприятия решил в очередной раз оптимизировать бизнес. Но весьма традиционными и непопулярными способами. Повышать доходность АВТОВАЗ намерен новыми сокращениями персонала «за счет его естественной убыли». Последняя фраза, по мнению авторов «нового курса», выглядит не столь пугающе, однако сути процессов при этом не меняет. Впрочем, иного способа избавиться от «лишних» кадров у тольяттинского руководства нет – просто выгонять людей на улицу ему фактически запретил главный акционер госкорпорации «Ростех», резко упрекнув Бу Андерссона в неоправданных массовых увольнениях, влекущих за собой протестные настроения. Видимо, вазовцы решили не обострять отношения с социально обеспокоенными властями и пойти другим путем. Правда, корректная, как им кажется, стратегия – ни что иное, как тот же гусь, только сбоку.
Речь идет все о том же сокращении штата, но несколько иным способом. На места сотрудников, которые покинут завод по причине достижения пенсионного возраста, новых брать не будут. То же, к слову, касается и тех, кто захочет уйти по собственному желанию. А таковых, поверьте, в ближайшем будущем окажется достаточно. Дело в том, что коллективу по вновь утвержденному плану станут создавать невыносимые условия труда, чтобы, как можно быстрей почистить ряды. Взять хотя бы сокращение рабочей недели, о которой заявил глава автогиганта, что напрямую говорит и о сокращении заработанной платы. Иными словами, люди, и без того получающие на заводе гроши, с учетом такой «оптимизации-минимизации» будут иметь еще меньше, что попросту вынудит их покинуть место работы, даже не дожидаясь выхода на заслуженный отдых.
Таким образом компания планирует выйти на операционную прибыль, о чем г-н Андерссон, говорил еще в начале года, но ожидаемо так ничего и не добился. Вероятно, топ-менеджер намеревался запустить ту же LADA Vesta много раньше, однако планам, как мы убедились, сбыться было не суждено. В результате все же появившись на свет, она стала почти на 100 000 дороже и потребители в очередь за новинкой не выстроились (еще бы – вместо 495 000 «деревянных» за нее просят все 600 000, а базовая версия за 514 000 рублей существует только на словах представителей бренда). Да и с XRAY, некогда обещанным в декабре, вазовцы явно не успеют. Максимум – поставят его на конвейер, а в продажу, если европейские инвесторы все же позволят выпустить на рынок «убийцу» и так не очень-то пользующемуся популярностью Renault Sandero, поступит в будущем году. И, скорее всего, с несусветными ценниками.
Ввиду последних событий некоторые эксперты уже назвали оба проекта не прорывом, как нарек их сам АВТОВАЗ, а провалом. Что, в общем, вполне оправдано. Тем более очередные «эффективные» решения менеджмента АВТОВАЗа выглядят весьма сомнительно. Впрочем, для паровоза отечественной автоиндустрии – это норма.