Так, по данным переписи населения США, с 2003 по 2013 годы число водителей в возрасте старше 65 лет выросло на 8,2 млн. человек – на 29%. А людей старше 84 лет, упорствующих в желании оставаться за баранкой своих авто, около 3,5 млн. – на ошеломляющие 43% больше, чем десять лет назад. Другими словами, американские старики сегодня – как никогда здоровы, богаты и активны. И могут позволить себе, в отличие от российских пенсионеров, покупать современные автомобили, нафаршированые системами безопасности, надежно защищающими водителей, у которых «размыто» зрение, замедлены реакции и малоподвижны шеи, от неприятностей на дороге – те же системы активного торможения и дополнительные камеры кругового обзора становятся стандартным оборудование, а с 2018-го – обязательным в США. Быть может впервые в истории мировой автомобилизации, демографический сдвиг открыл для автомобильной промышленности новый обещающий слой покупателей, получающих пенсии и другую социальную помощь.
За последние десять лет число водителей в возрасте до 20 лет сократилось в США на 3%.
Да, пожилые американцы нынче очень долго не сходят с дистанции на дорогах – за последние пять лет количество новых автомобилей, зарегистрированных на домовладения, хозяевам которых от 65 лет и старше, возросло на 65%. Между тем, водители старше 75-и зарегистрировали в шесть раз больше новых авто, чем граждане, которым от 18 до 24 лет. Дети, конечно, наше будущее, но «кубышка»-то у «предков»! И в этом плане они стремятся потратить деньги до того, чем это станет слишком поздно.
Бен Винтер, вице-президент по планированию корпорации FIAT Chrysler Automobiles, называет таких клиентов «созревшими». Они, как правило, предпочитают микроавтобусы для перевозки внуков и большие седаны типа Chrysler 300 и Dodge Charger:
– Мы вообще не игнорируем какие-либо возрастные группы, но некоторые метрики имеют притягательную силу. Я бы сказал, что мы занимаемся теперь пожилыми клиентами гораздо больше, чем привыкли...
С 1989 до 2013 годы расходы американских потребителей в возрасте 65-74 лет увеличились на 18% процентов, а у лиц старше 75 лет – на 15%. Из всех новых автомобилей, зарегистрированных в прошлом году, только 12% отправились в гаражи домохозяйств, главы которых в возрасте до 35 лет.
А по словам Стива Холлорана, редактора торговой он-лайн платформы CarGurus в Бостоне, самая популярная модель последних лет у пожилых людей – Chevrolet Corvette:
– Эти люди автомобильные гурманы и они, как правило, не торгуются!..
И всплеск автомобильных покупательских интересов у пожилых людей не должен удивлять. Американцы живут теперь дольше, чем когда-либо и долго остаются вполне здоровыми. За последние десятилетия ожидаемая продолжительность жизни в США увеличилась на 3,3 года, многие люди откладывают время выхода на пенсию на неопределенный срок.
Однако автопроизводители не лучшим образом сориентированы на этом изменяющемся рынке, полагают эксперты. Они до сих пор делают основную ставку на молодых. По-прежнему считается, что если поймать на крючок 20-летнего покупателя, то он до седых волос останется клиентом, лояльным этому бренду. Однако эта аксиома старых бизнес-школ в автомобильной промышленности уже не работает: тезис, гласящий, что легче и дешевле сохранить прикормленных клиентов, чем привлечь новый контингент, устарел. И теперь торговый тренд автокомпаний начал меняться, хотя и с оговорками.
Проблема стариков в том, что у них есть нудный тренд внезапно перестать быть потребителем чего-либо вообще. В плане экономики и коммерции, ожидаемый жизненный путь 85-летнего клиента не длинен, независимо от того, богат он или нет. Проблема не в «ценности» клиента, увы, а в расчетном уравнении, в которое входит такой компонент как «жизнь».
В последней рекламной компании Volkswagen «Сказки старых жен», три наглые старушки жалуются на работу дизеля и сидений с грелками для рук. Но VW настаивает, что ролик не направлен на привлечение пожилых клиентов.
А вот Ford в состоянии рекламировать несколько инженерных ходов, сделанных в пользу пожилых водителей – начиная с активных систем безопасности, более широких проемов дверей до кнопок и переключателей на приборной доске большего размера. Тем не менее, этот пример скорее исключение из общего правила и автостроители вряд ли будут уделять особое внимание пожилой аудитории.