Сейчас уже редки случаи, когда машина превращается в бездыханную груду металла буквально в сотне метров от АЗС, где вы заправили ее некондиционным топливом. Чаще всего лишь в автосервисе выясняется, что некачественный бензин стал причиной неожиданной крупной поломки. В этом случае следует немедленно прекратить все работы с машиной и вызвать представителя компании-владельца злополучной бензоколонки на процедуру осмотра машины в СТО, где она оказалась.
Сделать это нужно в письменном виде – телеграммой или заказным письмом с уведомлением о вручении. В послании стоит вкратце описать ситуацию и указать, что считаете АЗС вероятным ее виновником. Вызывать представителя топливной компании стоит не менее чем за три дня до даты осмотра машины. Параллельно надо направить письменные жалобы на плохое качество топливо на подозреваемой АЗС в Роспотребнадзор и в местный аналог московского департамента Природопользования. Если проведенные этими ведомствами проверки выявят некондиционный бензин, это станет хорошим подспорьем в возможном суде с владельцем бензоколонки.
В назначенный день в автосервисе машину осматривают, дефектуют и отбирают пробы топлива – три штуки по 1,5 литра: для автовладельца, контрольную и для АЗС.
Если машина находится на фирменной гарантии, то нужно отлить еще одну пробу – для официального дилера. Оговоримся, что представитель АЗС может и не присутствовать при всех этих действиях – это его право, а не обязанность.
В ходе осмотра официально определяется смета требуемого ремонта машины. Далее автовладелец отправляет одну из своих проб бензина в сертифицированную лаборатороию. В Москве, например, подобными анализами занимаются в РГУ им. Губкина, в испытательной лаборатории МАДИ-ХИМ и т.п. Анализ придется делать за счет автовладельца, однако и эту трату впоследствии можно взыскать с топливной компании.
Допустим, лабораторный анализ показал отклонения в составе топлива. В этом случае пишем и направляем на адрес топливной компании досудебную претензию с предложением оплатить затраты на ремонт, эвакуацию сломавшейся машины, проведение анализа бензина, приложив к ней копию его результатов. Закон дает «бензинщикам» 10 дней, чтобы как-то отреагировать на послание. Чаще всего они открещиваются от всего, ссылаясь на отсутствие связи между заправкой их бензином и поломкой авто. В этом случае автовладельцу приходится организовывать (и оплачивать) автотехническую экспертизу лицензированной организацией, в ходе которой устанавливается такая причинно-следственная связь.
Отправляем топливной компании новую досудебную претензию – теперь с заключением эксперта-автотехника. Скорее всего АЗС опять откажется оплатить расходы. Тогда со всеми накопившимися бумажками экспертиз, чеками и заказ-нарядами на ремонт авто, оплату эвакуатора, услуг экспертов и прочих расходов идем в суд.
Если машину не ремонтировали до суда, то потребуется еще и заключение автооценщика, который определит среднюю цену на ремонт т/с в регионе. В исковом заявлении просим суд возместить все-все свои затраты.
– Откровенную гадость, мгновенно убивающую мотор и однозначно выявляемую при химических тестах, сейчас на заправках льют крайне редко, может быть, где-то в регионах, разве что. Гораздо чаще встречается сценарий, где мотор «умирает» медленно, когда авто изо дня в день заправляют не вполне кондиционным топливом. Судебное доказывание проблем подобной природы – дело чаще всего тяжелое. Замечу также, что проблема топлива, из-за которого ломаются двигатели, отчасти раздута самими автопроизводителями, которые пытаются маскировать таким образом конструктивные недостатки своих моторов, – пояснил порталу «АвтоВзгляд» президент Общества потребителей автотехники Антон Недзвецкий.