Прощай, гарантия!
При всей своей кажущейся на первый взгляд простоте (экая сложность: на кожух воздушного фильтра нацепить трубу и вытащить ее наверх), установка шноркелей на квадроциклы таит в себе массу нюансов. И прежде, чем решиться на это, владельцу ATV рекомендуем крепко подумать, а надо ли ему это? Во-первых, если квадроцикл свежекупленный, то вывод «дыхательных трубок» сулит снятием его с гарантии. С точки зрения дилера, осуществляющего техподдержку вездехода, подобная доработка есть ни что иное, как вмешательство в конструкцию и нарушение заводской спецификации изделия. Здесь можно возразить, что, мол, подобный тюнинг не вредит, а как раз наоборот — способствует улучшению параметров техники, ибо при форсировании бродов исключается попадание воды в двигатель и вариатор, а также уменьшается загрязнение воздушного фильтра.
Справедливо. Но лишь от части. Если при установке выносного воздухозаборника не были идеально загерметизированы стыковочные швы, то при первом же погружении вода окажется в системе, намочит воздушный фильтр, он в свою очередь раскиснет, порвется и пыль беспрепятственно начнет засасывать в камеру сгорания. Считанные километры — и густой дым повалит из выхлопной трубы квадроцикла, что станет однозначным указанием на переборку поршневой.
Но даже если система выноса спаяна как надо, убить мотор можно благодаря неправильно подобранному диаметру шноркеля. Труба слишком малого диаметра приводит к тому, что для приготовления правильной горючей смеси не поступает нужного количества воздуха, в результате чего готовится слишком богатая смесь. Топливо полностью не сгорает, образуется нагар на свече зажигания и на седлах клапанов, а это со временем ведет к тому, что из-за нагара клапаны будут неплотно закрывается и прогорят вовсе. Считается, что для квадроциклов с объемом мотора от 300 до 500 «кубов» диаметр трубы шноркеля должен быть примерно 50 мм, для вездеходов с объемом мотора от 600 до 800 «кубов» диаметр должен быть не меньше 63 мм.
Что-то воздуха мне мало...
Впрочем, даже идеально подобранный диаметр шноркеля — еще не гарантия хорошей работы ATV после тюнинга. Дело в том, что при выносе воздухозаборника необходимо установить неподалеку от воздушного фильтра так называемый воздушный ресивер, объем которого рассчитывается по формуле: кубатура мотора умноженная на пять. Скажем, если литраж двигателя 500 сс, то объем устанавливаемого ресивера должен быть 2,5 литра. Этот резервуар для воздуха необходим, чтобы при резком нажатии на курок газа квадроцикл не заглох из-за нехватки воздуха, а так же для стабильной работы «пламенного сердца» на высоких оборотах. Дело в том, что при скорости вращения коленвала 4000-5000 об/мин скорость воздушного потока в приемном коллекторе достигает аж 500-600 км/ч. При условии, что длина «дыхательной трубки» выросла как минимум в 30-40 раз по сравнению со штатными размерами воздухозаборника, быстро закачать нужный объем «кислорода» на такой скорости через узкую трубку не представляется возможным.
Вариатор в опасности
Еще одна тонкость шноркеления квадроциклов заключается в том, что воздухозаборник нужен не только для мотора, но и для вариатора. В отличие от большинства автомобильных коробок передач (механических и автоматических), на мотовездеходах в 99 процентах случаев стоят вариаторы. А этот тип трансмиссии нуждается в хорошем принудительном охлаждении, для чего производители устанавливают впускной и выпускной патрубки охлаждения. Если не зашноркелить вариатор, то в этот узел при штурме глубокого брода попадет вода, ремень вариатора проскальзывает и квадрик больше никуда не едет. Делать воздухозаборники вариатора нужно довольно большими по диаметру. Минимальный диаметр трубы шноркеля должен быть 55 мм. В идеале — 63 мм. Если сделать трубу меньшего диаметра, то на среднестатистическом 500-кубовом квадроцикле перегрев вариатора с расплавлением грузов вариатора и разрыванием ремня в лоскуты случится примерно через полтора часа активной езды. Входной и выходной шноркель системы охлаждения вариатора должны быть одинакового диаметра — это обеспечит узлу максимально хорошую вентиляцию.
Внедорожный психоанализ
Но не только по вышеперечисленным причинам продавцы снимают с гарантии шноркеленные квадрики. Наличие выносного воздухозаборника — как лакмусовая бумажка, по которой безошибочно можно определить, насколько отмороженный в плане эксплуатации владелец квадроцикла. Если есть шноркеля, значит хозяин ATV регулярно и с удовольствием пускает технику во все тяжкие, ни чуть не жалея ее. Под таким ездоком не то что мотовездеход сломается, советский танк о пощаде будет умолять! Так что какая тут гарантия?!
Не ныряйте с горяча
Ведь логика какова: если есть шноркеля, значит с разгона можно в любой брод нырять. Однако не стоит забывать, что на квадрике полно сальников. Когда техника едет по сухой поверхности, все резиновые уплотнители мотора и редукторов довольно сильно разогреваются. И вот когда на полном ходу мотовездеход окунается в холодную воду, сальники моментально сжимаются и пропускают H2O. Образуется эмульсия, детали редукторов и мотора в скором времени приходят в негодность.
Кроме того, шноркеление без выноса радиатора на верх не имеет особого смысла, поскольку занырнув в болотную жижу, мы забьем грязью соты радиатора, что в свою очередь неизбежно приведет к перегреву силового агрегата. Вот и получается, что безобидный на первый взгляд «улучшайзинг» тянет за собой кучу проблем.
В связи со всем изложенным, многие наверняка изрекли риторическое: «шноркелить или не шноркелить — от в чем вопрос». Если у вас новый квадроцикл и вы рассчитываете на гарантию, то выносные воздухозаборники однозначно не для вас. Если же в вашем гараже бэушка или в бесплатный ремонт по гарантии вы не верите, то шноркели могут оказаться вполне полезной вещью. Единственное, устанавливать их нужно у грамотных специалистов в купе с выносом радиатора. Естественно, следует помнить и о том, что водные процедуры нужно принимать размеренно, не допуская резкого охлаждения сальников (как мы уже знаем, это приводит попаданию воды внутрь мотора и редукторов).