Вождение в нетрезвом виде чревато серьезными последствиями. Причем, не только финансовыми. Пьяный человек за рулем автомобиля – потенциальный убийца. И самоубийца в том числе. Теперь это можно доказать не только статистически, но и практически. Даже тем, кто в жизни не пил ничего «сильнее» кефира.
Лично я по объективным причинам спиртное несколько лет не употребляю. Вообще. Прежде выпивал, случалось, но за руль пьяным не садился. По принципиальным соображениям. Хоть режьте, хоть за полиграф сажайте, но такого и правда не было ни разу.
Однако все в нашей жизни бывает впервые. И поскольку мне все-таки есть, с чем сравнивать, могу с уверенностью сказать, что 24 июля 2014 года я некоторое время водил Ford Focus Wagon, пребывая в состоянии сильного алкогольного опьянения, которое в гаишном исчислении (с учетом комплекции и физического состояния – нормальный метаболизм при 125 килограммах живого веса и198 сантиметрах) примерно равно 1,5-1,8 промилле.
Для начала немного предыстории. Этот проект Ford не просто так появился. Некоторое время назад компания заказала исследования, которые были проведены на крупнейших автомобильных рынках Западной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Испания). Его целью было лучшее понимание привычек и мнений молодых автомобилистов (от 18 до 24 лет) в отношении употребления алкоголя за рулем. И результаты оказались довольно обескураживающими: 32% опрошенных (из 5000 респондентов) признались, что либо ездили за рулем в состоянии опьянения, либо являлись пассажиром авто под управлением пьяного водителя. Притом 26% из тех, кто сам садился за руль в такой ситуации, полагали, что по-прежнему способны безопасно управлять автомобилем. Мало того, 66% опрошенных затруднились ответить на вопрос о законодательно установленном в их странах допустимом уровне содержания алкоголя в крови.
В целом же, максимальное количество респондентов, признавшихся в случаях нетрезвого вождения, либо ставших свидетелями подобных эпизодов, было отмечено в Испании – 74%. На втором месте – Германия (65%). Замкнула тройку Франция с результатом 64%. А сколько не призналось?
Проводить подобные опросы в нашей стране, как минимум, бесполезно, поскольку реальных трезвенников наберется не более 10%. Остальные либо «зашифруются», либо честно скажут, мол, случалось и случается, но на условии полной анонимности. Ну не переломить плетью обуха. Без генетического внедрения культуры действительно правильного употребления качественных (!) алкогольных напитков, а также соответствующих моральных и этических норм, культуры поведения, безрассудный алкоголизм на дорогах не победить.
В ходе импровизированного теста «пьяного» костюма, мне пришла довольно трезвая и вполне прогрессивная мысль: фордовцы ведь большое дело сделали – пьяному, как известно, море по колено, КоАП и ПДД – туалетная бумага, а гаишник – унитаз. Потом, отрезвев, он кается, разыскивает по друзьям и знакомым пути-выходы, кому дать, кого подмазать... Но реально ведь он почти ничего не помнит. Чтобы помнил, такой костюмчик и нужен. Водку или коньяк в кровь он не впрыскивает, так что мозг остается в абсолютно работоспособном состоянии, в отличие от органов чувств. Но благодаря ему испытуемый понимает, в чем состоит принципиальная разница между трезвым и пьяным.
Принцип работы костюма – имитация состояния алкогольного опьянения через нарушение зрительного восприятия, координации и баланса. В комплект входят утяжелители для запястий и лодыжек; бандажи для локтей, коленей и шеи, а также наушники и специальные очки с уменьшенным углом обзора и насечкой на линзах. По сути, основную работу делают последние, поскольку полностью «расфокусируют» человека. Остальные составляющие обеспечивают дисбаланс. Поскольку алкоголя в крови нет, мозг и тело воспринимают это, как игру, но ощущения, надо сказать, довольно схожи.
Пока вы стоите на месте, проблем в общем-то нет. Поскольку вестибулярный аппарат работает в трезвом режиме, испытуемый в состоянии нормально дотронуться указательным пальцем до кончика носа или слегка наклониться. Проблемы начинаются, когда ему нужно выполнить хотя бы пару элементарных тестов в движении.
Присесть, например, получается в двух случаях из трех. Как только вы пытаетесь включить рефлексы, срабатывает один из утяжелителей и вы начинаете валиться на бок. Поймать теннисный мячик тоже удается далеко не всегда – зрение-то расфокусировано. Да и угол обзора заметно ограничен. Да что там мячи? Чтобы просто пройти по прямой нужна полнейшая концентрация. Первые три-пять метров все еще более или менее, но потом мозг опять пытается вести тело на «автомате» за счет рефлексов и мышечной памяти, а оно в ответ начинает «гулять», причем, хаотично.
В общем, бегать в фордовском костюме можно даже не пытаться: бандажи ограничивают подвижность суставов, поверхность под ногами толком не видно. Можно, конечно, прикрыть один глаз, но это уже «читерство» или «лайфхак», к делу которые, в общем-то, не относятся.
И как в этом состоянии водить? Ладно, поскольку водитель сидит в кресле, «зигзаги» его уже не волнуют, но что делать со зрением и дисбалансом? Простейший тест – 20-метровая «змейка» в ограниченном конусами коридоре. Сначала – туда, обратно – задним ходом. Каждый из тех, кто прошел испытание до меня, без сбитой «буратинки» с полигона не ушел. Я тоже. При этом, заметьте, в костюме любой из нас пребывал к тому моменту около 10 минут, то есть мозг к новым вводным худо-бедно, но начал привыкать.
Полагаю, что через час-полтора я был бы в состоянии и мячи ловить, и прямо ходить по разметке, и даже нормально водить машину. Беда в том, что с пьяными такого не случается – после пары бокалов останавливаться у нас не принято. То есть процесс продолжается, а степень опьянения, как следствие, возрастает. А учитывая тот факт, что мы говорим о химических реакциях, адаптации тут нет и быть не может.
И еще одно: трезвого человека ношение такого «пьяного» костюма, надо сказать, выматывает довольно быстро, ибо ему приходится бороться не только с внешними факторами, но и с собственной мышечной памятью. После 10-минутного теста я минут пять отходил, «восстанавливая» в голове исходные параметры. Заодно мне подумалось, что пьяным за руль садиться иногда полезно, но только в таком, фордовском, варианте. Автомобиль и алкоголь совместимы только в трех случаях – когда первый ездит на втором, когда второй везут в первом, а также тогда, когда второй передвигается в человеке, сидящем на заднем сиденье.