Выводы относительно любви и ненависти россиян к платным дорогам были озвучены Константином Абрамовым, первым заместителем гендиректора ВЦИОМ, на коллегии Министерства транспорта России 14 декабря.
Там он озвучил доклад под названием «Комплексный аудит качества предоставляемых услуг населению на различных видах транспорта и оценка деятельности государственных структур и частных компаний-перевозчиков в разрезе их сфер полномочий и предоставляемых услуг на транспорте в 2014 году».
В ходе него, как утверждается, опросчики побеседовали с 1600 респондентами-автомобилистами по всей стране. В России существует лишь несколько официально платных дорог: половина участков трассы М4 «Дон», Западный скоростной диаметр в Питере да 18-километровый объезд подмосковного Одинцово. Учитывая это обстоятельство, мнение о платных дорогах автомобилистов, скажем, из-за Урала крайне «адекватны». Но ВЦИОМ подобные нюансы обычно не смущают.
Платные дороги имеются лишь в некоторых регионах европейской части России
В качестве одного из признаков роста симпатий россиян к платным дорогам авторы исследования называют то, что по сравнению с аналогичным опросом 2012 года доля однозначно одобряющих выросла на 3% – с 24% до 27%. Это, конечно, «весомо». Особенно если вспомнить, что статистическая погрешность при подобных исследованиях составляет обычно 2-4%.
Но главным аргументом в пользу приятия россиянами платных дорог выдвигается снижение доли их противников с 52% в 2012 году до 44% в 2014. А еще стало больше тех, кого эта тема вообще не волнует – с 10% до 12%. Доля не определившиеся тоже увеличилась за два года – с 14% до 17%. Но это тоже не особо показательно –помним про вышеупомянутую погрешность. Тем более, что опрос проходил в декабре 2014, практически во время драматических коллизий на валютном рынке России. О каких платных дорогах можно думать, когда с твоими деньгами творится такое!
Показательно, что с 2012 года выросла доля участников опроса, пользовавшегося платными дорогами – с 7% до 22%. Это вполне объяснимо: за два года тот же «Дон» покрылся платными участками как французский сыр – плесенью. Если тебе хотя бы раз в течение последних двух лет приходилось ездить от Москвы в сторону Астрахани, избежать заезда «платник» вряд ли удалось. Те, кто одобряет платные дороги, обосновывают свое мнение высоким качеством трасс, экономией времени, разумную стоимость и высокие скорости движения.
Противники «платников» аргументируют свою позицию, в первую очередь, постулатом, что все дороги должны быть бесплатными, так как они построены на средства налогоплательщиков. Следующая по распространенности причина ненависти к платным трассам заключается в завышенной стоимости проезда. Многие из автомобилистов уверены, что качество платных дорог слишком невысоко, поэтому платить в данном случае не за что. Очень вовремя появился оптимистический опрос ВЦИОМ! Практически одновременно с «радостной» вестью о резком росте цены проезда по объезду Одинцово. Теперь за счастье прокатиться по дороге с самой высокой стоимостью проезда придется платить на 25% больше – не 150, а 200 рублей. При этом ни о улучшении качества трассы на 25%, ни о росте скорости там на соответствующую величину никто не говорит.