Скажем сразу: ничего российского – за исключением многочисленных портретов президента Путина – здесь нет. Люди живут по вполне «конкретному» закону «Рамзан сказал»! Это напрямую касается всех сфер жизни, в том числе и автомобильной. Тем не менее, ичкерийский народ весьма приветлив и гостеприимен.
Что же касается автожизни, то в этом смысле республика – настоящая «зона толерантности». Многие проблемы легко и быстро решаются в процессе общения, чего никогда не увидишь в России. Например, из-за небольшой вмятины чеченец никогда не будет скандалить – поговорили и разошлись. Главное – не лезть на рожон и соблюдать определенный такт. В дорожных конфликтах нужно вести себя эмоционально, но не перегибать палку.
Вдоль дорог стоит много голосующих людей – здесь принято помогать друг другу. Причем плату за проезд, если ты не таксист, брать нельзя. Но пассажир должен поблагодарить водителя и пожать ему руку – необходимый ритуал.
А сфера обслуживания в Чечне – вообще отдельная песня.
ЗАПРАВКА БЕЗ ЧЕКОВ
Например, заправки. Начнем с их названий. Скажем, на выезде из Грозного стоит АЗС «ФК Терек», стилизированная под местный футбольный клуб. Есть заправки с исламскими названиями. А иногда вешается вывеска, вообще не имеющая отношения к топливной сфере: лэйбл «Pumа» с местным названием. Можно встретить и эмблему Porsсhe. Кстати, на заправках чеков никогда не дают. В Грозном я знаю только одну, где это делают. А поскольку ваш корреспондент находился тут в командировке, лицо подотчетное, то испытал силу настоящего кавказского гостеприимства. Попросив чек на одной из АЗС аргунской трассы, сначала не был понят. А потом получил целую пачку на суммы от тысячи рублей!
ГАИ ПО-ЧЕЧЕНСКИ
К русским автопутешественникам у чеченских гаишников особое отношение. За что чеченского водителя могут сильно «ошкурить», то русскому – как с гуся вода. Конкретный пример. Нарушаю дорожную разметку прямо на глазах служивого. Тот останавливает и, проверив документы, желает счастливого пути. Моему знакомому чеченцу за это пришлось отдать 500 рублей на месте. Секрет прост: с одной стороны, трепетное отношение к гостям (номера у нас были российские). С другой – русских, вольготно разъезжающих здесь, считают эфэсбэшниками и тайными агентами. Посему связываться боятся. В третьих, мы ездили на пикапе Mitsubishi L-200, а такие авто на фоне многочисленных «Калин» и «Приор» вызываютв Чечне уважение. Наконец, стражам дорог самим Рамзаном негласно предписано толерантно относиться к приезжим. Они и относятся – толерантнее быть не может!
Конкретная ситуация, в которой я бы в другом месте лишился «прав» – проехал под «кирпич». Не специально, и не по ошибке – просто за три недели езды по местным дорогам поневоле становишься лихим джигитом. Молодой придорожный полицейский лишь укоризненно посмотрел на меня и (я даже не успел покаяться, а ведь собирался) вернул мне документы, пожелав счастливого пути! Впрочем, кроме автотуристов, местная автоинспекция, как и в любом другом регионе страны, уважает и местную элиту, распознавая ее, как водится, по номерным знакам.
«ТАЧКИ» НА «КРУТЫХ» НОМЕРАХ
Если раньше в Чечне были популярны номера КРА (Кадыров Рамзан Ахматович), то сейчас самые «блатные» «жестянки» – с буковками ЕЕЕ. С ними ездит окружение Кадырова и их не купишь ни за какие деньги. А КРА уже можно есть в «свободной продаже». Но что это ЕЕЕ значит, мне никто объяснить так и не смог. Но такие авто не тормозят и все уступают им дорогу. Мне доводилось наблюдать, как на перекрестке автомобиль с номерами ЕЕЕ в наглую проехал «двойную сплошную» прямо перед гаишником.
Но и простые чеченцы ездят по своим ПДД. В одном из сел водитель выъезжал от ворот собственного дома на дорогу. По ней несся другой водитель и врезался в первого. И, естественно, набросился на оппонента: «Ты чего не глядя выезжаешь? Правил не знаешь?». А тот в ответ: «мой дом, моя улица – как хочу, так и выезжаю»! Как здесь работают дознаватели при ДТП – ума не приложу.
ОСОБЕННОСТИ АВТОТЮНИНГА
Пару лет назад фирменным знаком Чечни была заниженная по самое не могу «Приора». Теперь же у отечественных авто опускают только заднюю часть. Смотрится это столь же умильно. Особенно когда хорошо загружен багажник. На заднем бампере висят комки травы и остатки ландшафта той местности, где машина проехала.
Как на таких машинах ездить по горным дорогам, не представляю. Тем не менее, для сей операции есть множество сервисов. Цены в которых гораздо ниже, чем в России. Но больше всего поразил «скрепомобиль», который я наблюдал в День Победы в центре Грозного. Это наполовину «отрезанная» «десятка», у которой вместо задних сидений и багажника установлена мощная рессора с прижатыми друг к другу задними колесами. Получается вполне авангардное сооружение, украшенное горными пейзажами, портретами Путина и обоих Кадыровых. И как после этого можно говорить о консерватизме кавказцев?
ДРУГИЕ ПРАВИЛА
Дороги в Чечне очень разные. Например, есть шикарный хайвей Грозный-Аргун-Гудермес. Держать на этой магистрали установленные 110 км/ч можно только небольшими участками. На остальные приходиться тащится под 60. Для настоящего джигита – сущее наказание. А вот в сторону Владикавказа есть большой участок с ограничением 110. Но с такой скоростью там не ездят. Я шел по правому ряду под 150 км/ч – и меня постоянно кто-то обгонял!
В округе Грозного понаставлено множество камер, сильно опустошающих карманы и без того небогатых чеченцев – зарплаты здесь ниже, чем в РФ. С другой стороны, можно сказать, что это правильно – уровень ДТП в Чечне в последнее время был очень высокий. Кроме камер, в Грозном – огромное количество стражей дорог и стоят они чуть ли не в 100 метрах друг от друга. Так же как и обычных полицейских. Особенно на проспекте Путина, лавно переходящего в проспект Ахмада Кадырова. Тем не менее, здесь, как и на всем Кавказе, не принято пользоваться поворотниками и все действия водителя регламентируется звуковым сигналом. Посему улицы Грозного днем – одно сплошное бибиканье.
НЮАНСЫ ПАРКОВКИ
Есть еще одна особенность местного вождения. Если машину чеченца зажали на парковке, то он не будет искать хозяина авто. А сделает все, чтобы выбраться самостоятельно. Причем тут же собирается толпа помощников. Действо яркое, громкое и красочное. Обычно обходится без повреждений. Кстати, когда паркуешься вдоль проезжей части и собираешься выходить из машины, не принято смотреть в зеркало – вдруг кто едет?! Просто выходишь не глядя и все: кто едет, пусть сам притормаживает.
ТРОЙНОЙ ОБГОН
Но весь колорит настоящего кавказского вождения можно наблюдать на трасе от Гудермеса до Дагестана (Хасавьюрт). и далее вглубь соседней республики. Это дорога – настоящее испытание для неподготовленного российского водителя. Просто обгон перед несущимся навстречу автомобилем – детский лепет. А как вам «тройной» обгон? Это когда обгоняют на двухполостном шоссе в три ряда. Последний – по обочине встречной полосы! Местные говорят, что приходилось видеть даже «четвертные» опережения. Важное замечание: если вы едете по своей полосе, а вам навстречу кто-то несется, именно вы должны уступить дорогу, притормаживая и выезжая на обочину. Если, конечно, она есть. Я так и сделал, когда навстречу на всех парах вынесло груженый новенькими иномарками автовоз с дагестанскими номерами! И это пока – самое яркое впечатление за всю мою водительскую практику. Особенно если учесть, что автовоз обгонял пару несущихся за сотню легковушек!
ЗА КАВКАЗСКОЙ ПЛЕННИЦЕЙ
А горные дороги? По ним я добирался в Ножай-Юртовский район – некогда центр терроризма. Тут до сих пор стоят блокпосты с вооруженными полицейскими. Я ехал в дальнее горное село Байтарки к «кавказской пленнице» Луизе Гайлабиевой, которая вышла замуж за местного начальника полиции. Про этот скандал уже много писали, остановлюсь лишь на автомобильной части истории. Мы заезжали сюда со стороны Дагестана и проходили через два блокпоста. Один дагестанский, другой чеченский, где стоят российские военные. На обоих висят многочисленные фотографии боевиков, скрывающихся в горах. На дагестанском блокпосту нас записали в какую-то канцелярскую книгу, а вот на чеченском пришлось подождать.
УМНЫЕ, А В ГОРУ...
И вот она – горная грунтовка, петляющая самым загадочным образом. После дождя влажная – на поворотах и особенно глиняных участках L-200 заносит. Включаю полный привод, но все равно еду тихо, не больше 40. А мимо на разбитых «пятерках» и «семерках» проносятся местные. На отдельных участках «тропу» пересекают ручьи и часть «полотна» обвалилась. С одной стороны – скала, с другой – ничем не огороженная пропасть. Но видны следы от шин и мы едем дальше. А вокруг – дивные пейзажи. С вершины редкие поселения кажутся игрушечными домиками. Аборигены, кто побогаче, предпочитают пользовать классические «Нивы» – идеальная машина для езды по горам (в период боевых действий белая «Нива» была любимым автомобилем боевиков). Ну, а самые богатые здесь имеют квадроциклы. Иногда дорога резко обрывается и уходит вниз почти отвесно. А потом так же резко уходит вверх. Спускаться с таких склонов гораздо страшнее, чем подниматься. Кстати, в глухих горных районах Чечни «опущенных» отечественных авто не встретишь – здесь люди практичнее. И более приветливы. Пока мы уточняли маршрут (навигатор збесполезен), нам с удовольствием рассказывали о нюансах местной жизни. А запутаться на горных «автотропинках» проще простого – указатели имеются только на въездах и выездах из населенных пунктов. Один раз неправильно свернул на развилке – и можно заблудиться, как в лабиринте. Поэтому лучше постоять-подождать, когда кто-нибудь поедет и спросить.
АХ, ЭТА СВАДЬБА...
А на обратном пути мы встретили молодоженов. Да, чеченское бракосочетание – особое действо, напоминающее гонки на выживание. Дело в том, что в свадебном кортеже первой едет машина невесты. А второе место за ней – почетное, за которое борется толпа друзей жениха: подрезают друг друга, таранят и т.д. Именно поэтому они специально приезжают на старых и потрепанных машинах – такие не жалко. Богатые друзья могут калечить и новые авто – ритуал. Стражи дорог на такие поездки внимания не обращают. А вот остальные автомобилисты, по идее, должны разбегаться. Но не тут-то было! Они своими авто перегораживают невесте проезд и требуют плату. Посему в ее машине всегда имеется огромный пакет с купюрами, которые буквально разбрасывают по дороге!
...И напоследок – два совета. Первый – не надо бояться сюда ехать! Второй – попытайтесь быстро разучиться лихачить, когда вернетесь в Россию. У меня на это обычно уходит неделя. А главное, не слушайте параноидальных персонажей, рассказывающих про Чечню всякие глупости! Видимо, они «фильмов про войну» насмотрелись. Просто сел, поехал, получил колоссальное удовольствие! А если у вас в Чечне есть друзья, ваше путешествие станет еще интереснее.