– Как тебе гонка в Сочи? Складывалось впечатление, что все к ней хорошо подготовились, но были и сходы, и аварии…
– Гран-при Сочи действительно был богат на события. Интересная, непредсказуемая гонка и аварий было больше обычного. Сочинская трасса коварна поворотами и разгонами, да и сама по себе располагает к «творчеству». Тем более, что в прошлый раз в Японии была серьезная авария и теперь все немного «аккуратничали».
– Как ты к ней готовился? Был какой-то план?
– К каждой гонке мы подходим, с одной стороны, одинаково. С другой, предыдущая гонка вышла неудачной, и в Сочи мы с инженерами решили изменить подход, чтобы быть готовыми к каждому повороту, пусть иногда и в ущерб скорости.
– На старте случился полный «завал». Мы охали и охали! Ты успел как-то среагировать?
– Все происходило на автомате. Шедшего впереди пилота развернуло, но мне удалось увернуться. Это был опасный момент.
– А еще ты заходил «колесо в колесо» с соперником…
– Есть гонщики, например Фернандо Алонсо, которые могут бороться на минимальных дистанциях. А вообще, ситуация на треке и со стороны выглядят по-разному. В гонке часто кажется, что идешь впритирку, а потом посмотришь фото или видео, а там несколько сантиметров все-таки есть.
СТО К ОДНОМУ. МАКСИМУМ – К ДВУМ
– Непростая ситуация с командой, которая в будущем году из-за «моторных» проблем может вообще покинуть «королевские гонки», как-то сказывается на работе пилота?
– Думать о перспективах «конюшни» – задача других людей. Моя же работа – одевать шлем, садиться за руль и мчаться. Я должен быть максимально собран. У нас профессиональные боссы, и я думаю, что они, как и я на трассе, вырулят. Понимаю, что сейчас не все идеально, но что бы вернуться на вершину, нужно всем вместе пройти через некоторые неприятные моменты. Уверен, мы вернемся на лидирующие позиции.
– В репортажах из Сочи видно, что «Red Bull» огромная команда – около ста человек…
– Если я начну обо всех рассказывать, это займет очень много времени. У тебя что, нет планов на сегодняшний вечер?
– Готов их изменить…
– Ну, чтобы их все таки не ломать, скажу вкратце: каждый из этих людей отвечает за свой узкий сегмент. У каждого свое дело и от работы каждого зависит общий результат. Людей столько, сколько нужно.
ОЧАРОВАТЬ ЗРИТЕЛЕЙ
– Когда тебя догнал «Вильямс» Филиппе Масса, ты пытался закрываться, или чувствовал, что он висит на хвосте? Честно говоря, досадный момент…
– Я контролировал его и семь кругов защищался. Но потом у меня резко упала мощность на прямой, и Масса просто прошел меня. Признаюсь, что все-таки не до конца чувствую машину и не всегда получается «сложить круг воедино».
– Понятно, что когда молодой человек идет в гонщики, он должен предполагать, что с ним может произойти все, что угодно. Старты и в Японии, и в Сочи были более чем опасными. Как постоянный стресс сказывается на тебе?
– Пока ты не на гоночной трассе, конечно, переживаешь. Но когда заводишь мотор, не остается ни пределов, ни ограничений. К тому же понимаешь, что даже твои ошибки дарят зрителям красивое шоу. Все гонщики ошибаются, и я не исключение.
– А какие ошибки ты допустил в Сочи?
– Всю гонку несешься на пределе, поэтому где-то может занести заднее колесо. Каждый раз, пройдя поворот, думаешь, что это можно было сделать лучше: пройти чуть быстрее или наоборот сделать перерыв побольше. Очень много нюансов, но нет времени думать о них. Понимаю, что все таки теряю в поворотах…
– Чем твое пилотировние отличается от манеры езды коллег по пелетону?
– Тяжело на словах определить свой стиль вождения… Но мне нравится, когда задняя часть болида чуть не стабильно заходит в поворот. Нравится чувствовать рулевые качества машины – чтобы чуть сносило переднюю ось в середине поворота… Понимаю, что звучит как-то коряво, поэтому опустим остальные технические детали… Я не могу словами выразить свои чувства!
– Расскажи о своей работе с инженерами команды.
– Для меня очень важно иметь с ними хороший контакт. Ведь успех гонщика во многом зависит от его работы и с ними, и с механиками. И до гонки, и по ходу гонки постоянно приходиться принимать важные решения. И часто это происходит в последний момент… И важно, чтобы все понимали друг друга с полуслова. В «Формуле-1», в отличие от остальных категорий автоспорта, события происходит в невероятно быстром темпе, так что все стараются все сделать заранее. Но все спрогнозировать невозможно и иногда приходиться делать что-то в последний момент.
ИЗ «ФОРМУЛЫ» НА «ГАЗЕЛЬ»
– Ты второй русский, оказавшийся в F1. Большинству твоих соотечественников это может только сниться. Что же это такое – быть за рулем болида «Формулы-1»?
– Когда ты только подписываешь контракт, впервые садишься за руль – это невероятные ощущения. Сильно радуешься, сильно возбужден, не можешь спать ночами и все время думаешь о случившемся с тобой. Но потом эйфория проходит. Понимаешь, что это тяжелая работа, ответственность и т.д. «Королевские гонки» – интеллектуальный вид спорта, где все время нужно думать и все просчитывать. Поэтому на восторги времени уже не остается. Сегодня нужно думать о затрашнем дне, соблюдать дисциплину, вовремя лечь спать, вовремя уйти из бара…
– В «Формулу-1» ты пришел очень рано. Как думаешь, может ли здесь быть какой-то возрастной ценз?
– Думаю, никакого возрастного ценза не существует. Сегодняшний регламент позволяет выступать с 18 лет. Все зависит от подготовки и от настроя.
– Вы с Даниэлем Риккардо вроде напарники. Даже в рекламных роликах готовите вместе. А есть чувство соперничества?
– Конечно, каждый гонщик хочет быть первым и это абсолютно нормально. Но в команде есть баланс и планирование. В один день – один едет быстрее, в другой – другой. У нас хорошие рабочие отношения, мы попали в команду в непростые времена и оба пытаемся улучшить машину, развить ее – делаем общее и важное дело. Сейчас это важнее личных амбиций и мест в чемпионате. Наше противоборство не добавляло бы команде позитива. А нам сейчас важен позитив и положительный настрой.
– Мог бы ты сейчас выступать в других категориях?
– У меня очень плотный график, так что это не возможно, но хотелось бы. Я, например, не представляю себя в мотоциклах. Но один раз – почему бы не попробовать?
– Недавно в Казани ты изъявил желание опробовать гоночные «Газели»…
– «Маршрутки»? С удовольствием! Осталось только найти время.