25262

Как ограничивали число спецсигналов в СССР

Концерт для лимузина с мигалкой: история спецсигналов в России
Вечная, неубиваемая тема: автомобили со спецсигналами. Количество этих «везде-проходимцев» регулярно пытаются сокращать, а они — ну прямо как кролики! — вопреки этим акциями все размножаются и размножаются. Вот и нынче — очередной «всплеск рождаемости»: 26 октября Президент России Владимир Путин подписал указ об увеличении количества автомобилей с «мигалками» для нового созыва Госдумы. Вместо прежних восьми таких машин теперь у депутатских руководителей их будет двенадцать.
Изображение Как ограничивали число спецсигналов в СССР

Эта «сага о спецсигналах» началась давным-давно, на заре автомобильной эпохи. Мы здесь упоминаем лишь один эпизод из прошлых лет, о котором удалось узнать, благодаря документам, хранящимся в Государственном архиве РФ.

Решительное наступление на чересчур расплодившиеся в столице машины со спецсигналами было предпринято летом 1957 года. 13 июля на совещание к Министру внутренних дел СССР Н. Дудорову собралось все руководство Отдела регулирования уличного движения (ОРУД) УВД Москвы во главе с его начальником — комиссаром милиции 3-го ранга Л. Маловым. Министру представили подготовленный ОРУДовцами документ, где перечислены самые популярные «навороты», которые были в моде во времена наших отцов и дедов:

«В городе Москве на легковых автомобилях установлено множество различных опознавательных знаков в виде дополнительных фар с желтым и белым светом, окраски подфарников, окантовки номерных знаков светлыми металлическими рамками, изображение на ветровом стекле всевозможных знаков с номерами. На отдельных автомашинах приспособлены сигналы типа „сирена“. Наличие подобных сигналов, фар, и других опознавательных знаков на автомобилях не предусматривается какой-либо необходимостью и лишь преследует цель преимущественного проезда, причем, нередко по резервным зонам и осевым линиям улиц. Установлено, что такие автомобили двигаются с нарушениями правил движения, подают сигналы без крайней к тому необходимости и нередко создают опасную обстановку для остального транспорта и пешеходов».

Впрочем, тут же авторы оговорились, что некоторая часть машин снабжена спецсигналами на законных основаниях. Эти легковушки перевозят представителей властных структур.

Много ли таких было в городе тогда, почти шесть десятилетий назад? Во время упомянутого совещания министру Дудорову на стол положили список автомобилей, имеющих право на дополнительные фары (в то время это был главный вид спецсигналов). Всего в нем значилось 117 лимузинов ЗиЛ-110 и ЗиМ, принадлежащих элитным автобазам, обслуживавшим Советы Министров СССР и РСФСР, ЦК ВЛКСМ, Министерство Обороны, Генштаб, Управление ПВО Московского округа…

В 1894 году один из журналов опубликовал забавный факт: некий велосипедист-оригинал ездил по городу на своем двухколесном «ровере», посадив на руль дрессированного попугая, который громко кричал: «Пр-рочь с дороги! Пр-рочь с дороги!..» Пожалуй, это можно считать первым в истории случаем использования спец-сигнала на «самодвижущемся» колесном агрегате.

Интересно взглянуть на некоторые персоналии, упомянутые в справке. На «спец-ЗиСах» и «спец-ЗиМах» ездили 27 министров СССР (не считая самого генерала Дудорова); 9 секретарей МК и МГК КПСС; председатели Моссовета и Мособлсовета; начальник Главмосстроя (а в дальнейшем — «коммунистический мэр» Москвы) В. Промыслов; начальник Главного штаба ВВС С. Руденко, главнокомандующий войсками ПВО С. Бирюзов; комендант Московского Кремля А. Веденин; директор ЗиЛа А. Крылов…

В упомянутый список не попали, однако, самые-самые «первые лица страны» — те, кого обслуживали машины с автобазы Управления делами ЦК КПСС: эти «членовозы» вообще не подлежали никакому обсуждению.

И хотя информация о «моторах» из кремлевского гаража была засекречена, однако их примерное количество можно вычислить. На персональных лимузинах со спецфарами и сиренами в 1957 году ездили Члены и Кандидаты в члены Политбюро ЦК КПСС, Секретари ЦК КПСС — Н. Хрущев, Е. Фурцева, М. Суслов, Председатель Президиума Верховного Совета СССР К. Ворошилов, министр обороны маршал Г. Жуков, заместитель Председателя Совмина А. Косыгин, председатель КГБ И. Серов… В общей сложности таких руководителей Партии и Правительства, постоянно работавших в Москве, насчитывалось тогда 28 человек, и естественно, у каждого из них персональный черный ЗИС со спецсигналами. Плюс к тому количеству следует добавить еще несколько резервных автомобилей, которые использовались в случае поломки основных машин, а также для обслуживания важных персон и иностранных делегаций, приезжающих в столицу. Получается, что на автобазе Управления делами ЦК в общей сложности находилось штук 35 лимузинов.

Итого, по Москве образца 1957 года разъезжало на законных основаниях около полутора сотен автомобилей, снабженных спецсигналами. И это, не считая, конечно, машин «скорой помощи», пожарных, милиции и прочих оперативных служб.

Но кроме того существовали и многие десятки «самозванцев». Меры борьбы с ними, предложенные ОРУД, выглядели весьма радикально. Они были узаконены Распоряжением Министра внутренних дел № 230с от 17 июля 1957 года.

«1. Запретить в городе Москве установку на легковых автомобилях каких-либо дополнительных фар, прожекторов, цветных подфарников, не предусмотренных заводами-изготовителями автомашин, а также окантовку номерных знаков и применение других отличительных обозначений, а имеющиеся снять.

Госавтоинспекции УВД исполкома Мосгорсовета к 25 июля 1957 года обеспечить выполнение этого требования всеми автохозяйствами города Москвы. Отделу РУД… после 25 июля 1957 года не допускать к движению автомобили, не имеющие на дополнительные фары специального разрешения.

2. Оставить в виде исключения дополнительные передние фары на легковых автомобилях согласно прилагаемому списку.

3. УВД исполкома Мосгорсовета пересмотреть все разрешения, выданные на установку сигналов типа «сирена»…

Предупредить водительский состав автомобилей с сигналом «сирена» о пользовании этим сигналом в исключительных случаях и лишь при крайней к тому необходимости. Водителей, не выполняющих этих требований, привлекать к строгой административной ответственности.

Министр внутренних дел Союза ССР Дудоров."

Большой интерес вызывает пункт 2 данного распоряжения. Кому же отныне было разрешено «в виде исключения» щеголять престижными отметинами на своем авто? Архивные документы позволяют это узнать.

Не считая трех десятков «неприкасаемых» партийцев из ЦК, предлагалось оставить на всю Москву лишь 25 персональных автомашин, снабженных спецсигналами — то есть белой (блестящей) металлической окантовкой номерных знаков и дополнительными передними фарами. Н. Дудорову был представлен на рассмотрение поименный список счастливчиков:

— секретари МК и МГК КПСС И. Капитонов, В. Конотоп, И. Марченко; председатели Моссовета и Мособлсовета Н. Бобровников и Н. Игнатов; председатель Госплана И. Кузьмин и его заместитель, министр СССР М. Хруничев; председатель ВЦСПС (и в будущем — многолетний «хозяин столицы») В. Гришин; министр иностранных дел А. Громыко; секретарь ЦК ВЛКСМ Н. Шелепин; Генеральный прокурор Р. Руденко; маршалы И. Конев, Р. Малиновский, К. Москаленко, С. Бирюзов…; управляющий делами Совмина А. Коробов…

Однако министр Дудоров решил дополнить предложенный список и собственноручно вписал туда еще 14 представителей силовых ведомств. А именно: трех своих заместителей по МВД СССР; Министра внутренних дел РСФСР Н. Стаханова и начальника Главного управления милиции МВД СССР М. Барсукова; четырех заместителей председателя КГБ; начальника 9-го управления КГБ (занимавшегося охраной высших партийных и государственных деятелей) В. Устинова; начальника УКГБ по Москве и Московской области В. Белоконева; заместителя министра обороны маршала К. Рокоссовского.

Судя по отмекткам на документе, еще двух начальников из МВД Дудоров сперва включил в список, а потом вычеркнул: своего заместителя, курирующего работу ГУЛАГа, тюрем и спецпоселений, М. Холодкова и заместителя по кадрам К. Черняева. А вот начальники УВД Москвы и Московской области вовсе не попали в заветный список.

Впрочем радоваться или огорчаться на сей счет было рановато. Не прошло и двух недель, как вдогонку к Распоряжению № 230с был подписан 30 июля тем же министром Дудоровым другой документ — под № 241с.

«В частичное изменение распоряжения МВД СССР № 230с от 17 июля 1957 года „Об упорядочении применения дополнительных знаков и сигналов на автомобилях в гор. Москве“ пункт 2 указанного распоряжения отменить». Так 37 избранников лишились права пользоваться на своих машинах спецсигналами.

Можно догадаться, чем была вызвана столь быстрая корректировка «лимузинового закона». Наверняка десятки госчиновников высокого ранга оборвали телефон Дудорова, высказывая ему свое негодование и требование разрешить им прежнюю лихую езду по городу — с блеском спецфар и сиянием хромированной окантовки номерных знаков: «Почему вот ему и ему можно, а мне нельзя»? Министру эти склоки быстро надоели, и он одним росчерком пера вообще «вырубил под корень» все исключения из вновь установленных строгих правил об использовании спецсигналов. Отныне они сохранялись (если не считать оперативные машины и автомобили экстренных служб) только на лимузинах кремлевского гаража.

Ну, а как же прочие важные персоны? Для них отныне существовал лишь единственный способ прокатиться по Первопрестольной с ветерком, не обращая внимания на светофоры и уличную разметку: вызвать заранее милицейскую машину сопровождения и торопиться вперед под прикрытием ОРУД. Впрочем столь жесткие правила, ограничивающие использование спецсигналов, реально просуществовали совсем недолго. Представители советской элиты всеми правдами и неправдами добивались (опять «в виде исключения»!) персонального разрешения МВД на установку спец-фар, на мигалки, на сирены.

Процесс в очередной раз пошел по кругу.