Машина напрокат у большинства из нас ассоциируется с каникулами или хотя бы выходными, а лишь затем с вынужденной арендой из-за ремонта собственного автомобиля, необходимости встретить родственников из Саратова с чемоданами, когда у тебя Smart, или свадебными кортежами с огромными надписями на заднем стекле «Лимузины очень дешево». О том, как арендовать машину за границей, портал «АвтоВзгляд» писал подробно, разбирая все возможные «подставы» и преимущества, в числе которых – прежде всего свобода передвижения в отпуске.
В этом отпускном сезоне евро на пару с долларом бьет по карманам непредсказуемостью, а ведь не за горами уже майские праздники. Если своей машины у вас нет или вы опасаетесь ехать во вновь обретенный Крым на «девятке» или низкоклиренсном купе Lexus, то почему бы не взять на недельку какой-нибудь универсал Ford Focus напрокат? Есть общие советы, которые подходят как к аренде машины за границей, так и к российскому прокатному рынку. Но имеются, как говорится, нюансы.
МЕЖДУНАРОДНИКИ-ОФИЦИАЛЫ
Главный совет – обращаться в крупные прокатные конторы с мировым именем. И на этой рекомендации можно было бы закончить. Их стойки вы можете увидеть в аэропорту или на вокзале в любой части света, их сайты понятны и подробны, а способы оплаты очевидны. К тому же такие бюро часто являются партнерами российских компаний, например, авиаперевозчика, что позволяет претендовать на скидки и бонусные программы.
Цены у «официалов» могут быть выше и условия по требованиям к водителю, графику работы и месту выдачи машины категоричнее.
Например, аренда компактного хэтчбека Skoda Fabia с механической коробкой и кондиционером обойдется в 2500-3000 рублей в сутки. Само собой, в прокате действует стандартное правило аренды: чем больше дней, тем дешевле – если брать машину на пару дней, стоимость проката в сутки снизится до 2000 рублей. Залог в таких компаниях, который обычно «замораживается» на кредитной карте клиента, достаточно большой – около 40 000 рублей. В стоимость тарифа входит страховка ОСАГО и КАСКО, однако чаще всего с франшизой – то есть повреждения дешевле 1000 евро арендатор оплачивает из своего кармана.
Минимальный возраст водителя обычно составляет 23 года, для машин эконом-класса иногда бывает поблажка – с 21 года, а минимальный стаж вождения составляет три года. Как и в страховых компаниях, в прокатных фирмах от возраста водителя и стажа может зависеть залог и размер арендной платы.
В целом мировые прокатные компании работают в России на тех же условиях, что и в других странах. Передвижение по России в таких компаниях не ограничено. За выдачу машины во внеурочное время полагается дополнительный сбор в размере 1000-1500 рублей. Вернуть автомобиль можно в пункт приема даже в нерабочее время стойки, кинув ключи в специальный Key Box, но лучше присутствовать при осмотре машины сотрудником, иначе потом можно узнать о царапинах, за которые будет расплачиваться ваша кредитка.
В списке дополнительного оборудования, которое за доплату можно взять напрокат, навигатор, детское кресло и крепления для лыж.
При поисковом запросе в Рунете почему-то на первой странице не выводится ни одна международная компания. Зато – десятки местных прокатных контор.
НАШИ
Есть компании с красивыми аккуратными сайтами, напоминающими международных «гигантов»: с выбором города проката и дат – обычно в списке точек указаны вокзалы и аэропорты, также бывают станции метро, где можно забрать машину. А есть и подозрительные фирмы, как будто с сайтом автомойки с нанотехнологиями.
Есть агрегаторы, которые собирают предложения от разных фирм на одном сайте, позволяя человеку подыскать машину по классу, цене и срокам аренды. Это удобно и выгодно, как с выбором гостиницы.
На российских сайтах по аренде автомобиля можно даже встретить услугу, когда ваш личный автомобиль предлагают ОТДАТЬ в аренду, дав возможность подзаработать. Чтобы оформить аренду, владельцы нужно приобрести ОСАГО без ограничения и КАСКО.
Одно из первых преимуществ местных компаний наверняка соблазнит многих – более низкие цены на аренду. Так, Renault Logan можно снять за 900-1700 рублей в сутки, в зависимости от срока аренды. Залог составляет всего 6000-10 000 рублей. Mercedes-Benz E-Class станет «вашим» за 6500-7500 рублей в день. Отметим, что страховка тоже, скорее всего, будет по франшизе – это лучше уточнять заранее.
Лояльнее в российских компаниях и возрастные ограничения – к большинству автомобилей допускаются водителе старше 19 лет со стажем от года, и только для дорогих автомобилей возрастной ценз выше, да и то может нивелироваться при доплате.
Дополнительные условия зависят от той или иной компании: ограничение суточного пробега или отсутствие лимита, передвижение только по городу и области или выезд аж за границу. Кстати, последний, территориальный пункт, имеет собственные российские особенности.
РОССИЙСКИЕ СЮРПРИЗЫ
Ряд компаний, предлагая неограниченное перемещение по Родине на прокатном автомобиле, уточняет – кроме Северного Кавказа.
Интересно, что пока никто не вписал в условия договора об ограничении пробега пункт «Кроме Украины».
Практически все российские прокатные конторы предлагают, точнее – вежливо требуют, прямо на сайте заполнить анкету, которую будет проверять служба безопасности. Это, пожалуй, и неплохо, а то вдруг с Северного Кавказа бомбы кто привезет.
Правда, даже с одобренной анкетой из-за проверок клиент лишается возможности забрать машину в аэропорту или заказать доставку в любое удобное место – сначала ему нужно посетить офис компании, если он обращается в эту фирму впервые.
Иностранец может столкнуться с дополнительными условиями, которых обычно не требуют за границей от русских: предоставление нотариально заверенного перевода паспорта и водительского удостоверения, регистрации в гостинице.
Зато сервис в необремененной трудовым законодательством России на высоте: хочешь – машину подкатят в любое место города, хочешь – заберут хоть в Мытищах, хочешь – ночью увезут. Только плати. Кстати, иногда даже приходится платить за доставку машины в очевидные места – аэропорт или вокзал, если у компании нет там необходимой стойки. Также не все компании готовы работать с наличной оплатой.