При общем росте автомобильного рынка в США с января по август на 3,9%, продажи электромобилей выросли на 11,3%. Казалось бы, нет повода для пессимизма. Однако, положительную динамику здесь во многом задает лидер – Tesla Model S, взлетевший аж на 44,3%. За первые восемь месяцев продано 15 300 штук, против прошлогодних 10 600 экземпляров. Некоторый рост, но незначительные пока объемы, показывают VW e-Golf, Mercedes-Benz B Electric Drive, Chevrolet Spark. Наибольший потенциал из этой группы имеет e-Golf – в августе вышла его «удешевленная» версия, по цене сравнимая с базовым Nissan Leaf (около 29 000 долларов).
«Японец» закончил прошлый год лидером сегмента электромобилей и показал 30-процентный рост. С января каждый месяц Leaf падает, но все еще сохраняет двукратный отрыв от идущего на третьем месте BMW i3. Очевидно, Leaf первого поколения уже исчерпал свой рыночный потенциал, и даже версия с увеличенным до 250 км запасом хода, представленная на автосалоне во Франкфурте, вряд ли всколыхнет интерес американцев. К слову, в этом году уже сняты с продаж Toyota RAV4 EV и Honda Fit EV; распродают складские остатки Mitsubishi i-MiEV. Видимо, вскоре покинет рынок и падающий почти на 50% smart ForTwo EV.
Не стоит забывать, что электромобили на американском рынке локализованы в основном в Калифорнии, где наиболее высока плотность зарядных станций. По состоянию на август, на территории штата зарегистрировано более 1700 электрических АЗС. Кроме того, некоторые модели предлагают исключительно через калифорнийских дилеров, что ограничивает дальнейший рост продаж, главными драйверами роста которого в ближайшие годы станут еще две модели Tesla – среднеразмерный кроссовер Model X и седан D-класса Model 3.
А вот в сегменте plug-in гибридов намечается самая настоящая катастрофа. Многие европейские фирмы могут потерять средства, опрометчиво вложенные в разработку моделей с подзаряжаемой от внешнего источника высоковольтной АКБ. К примеру, только BMW собирается в ближайшее время вывести на рынок несколько таких модификаций – на автосалоне во Франкфурте показали первые две: полноприводную 225xe и заднеприводную 330e. Здесь же VW продемонстрировал аналогичные версии седана Passat и компактного кроссовера Tiguan второго поколения; Audi раскрыла все подробности о концептуальном Q7 e-tron quattro, основой силового агрегата которой, в отличие от всех перечисленных моделей, стал дизельный двигатель.
Среди пострадавших может оказаться и Volvo, которая в августе вывела на рынок США XC 90 Plug-in. Для Volvo – это стратегический продукт, нацеленный не столько на коммерческий успех, сколько на привлечение внимания к бренду: в 2018 году в Южной Каролине откроется завод мощностью 100 000 машин в год. Ежегодные продажи Volvo в США за последние 10 лет уменьшились практически в три раза: с 140 000 машин в 2004 году до 56 400 в 2014 году. Если не увеличить популярность марки к моменту запуска, предприятие не сможет выйти на полную мощность и, соответственно, на безубыточный режим.
XC 90 Plug-in вышла к потребителю незаметно: в августе машина нашла лишь четверых покупателей в США. Для сравнения, Mercedes-Benz S550 Plug-in в этом же месяце выбрали 10 человек. «Немец» заступил на рынок в июле – тогда тоже реализовали 10 штук. Лидером сегмента остается Chevrolet Volt первого поколения с результатом 1380 машин за август и 8315 – за первые восемь месяцев 2015 года. Что касается всего сегмента, в 2015 году гибриды plug-in в США уже потеряли 35,9%. Детализация продаж говорит нам о том, что при сохранении тенденции сегмент может сойти «на нет».
Все без исключения подключаемые гибриды, которые вышли на рынок США до 2015 года за первые восемь месяцев теряют покупателей: Chevrolet Volt (-35,7%), Ford Fusion Energi (-29,9%), Ford C-Max Energi (-14,6%), Toyota Prius Plug-in (-66,8%), Porsche Panamera S E-Hybrid (-52,8%). При этом шансы исправить тренд есть только у Chevrolet, да и то, лишь в следующем году: второе поколение Volt поступит к дилерам США осенью. А вот новая Toyota Prius, четвертое поколение которой уже представили в Лас-Вегасе, может и вовсе обойтись без исполнения plug-in. «»
Сможет ли Европа компенсировать падение интереса к plug-in гибридам в США? Ответ на этот вопрос мы получим только в начале 2017 года, когда сформируется картина продаж первого полного года по следующим моделям: VW Golf GTE, Audi A3 e-tron, Porsche Cayenne Plug-in, Mercedes-Benz C350e, а также соответствующих версий BMW, которые появятся на рынке до конца 2015 года. Пока анализировать укрупненные цифры динамики по сегменту PHEV в Европе бессмысленно, поскольку половина из тех моделей, которые делают практически весь объем продаж, появилась на рынке в 2015 году.
Между тем, ветераны гибридного сегмента plug-in продаются в Европе из рук вон плохо. В первом полугодии Toyota реализовала только 468 Prius Plug-in (падение относительно прошлого года 30%). Opel Ampera – брат-близнец Chevy Volt нашел 167 покупателей (падение 62%) при том, что в пиковом 2012 году было продано 5270 машин. Глядя на такие показатели, руководство GM объявило о прекращении выпуска Ampera вместе со снятием с производства Volt первого поколения. Единственным «забивным» игроком в сегменте подключаемых гибридов в Европе остается пока Mitsubishi Outlander PHEV – в этом году продано 13 712 шт.
Распространение подключаемых гибридов в Европе происходит неравномерно. Сегодня рынок PHEV фактически локализован в двух странах: на крошечные Нидерланды и Великобританию приходится более 70% всех проданных plug-in. На Швецию, Норвегию и Германию – по 8, 6 и 5% соответственно.
Но вернемся в США и посмотрим, что происходит в самом массовом «зеленом» сегменте HEV – неподключаемых гибридов. Здесь тоже фиксируем все признаки надвигающейся катастрофы. С января по август 2015 года сегмент упал на 18,8%. Казалось бы, не так много с учетом больших продаж – в этом году реализовано более 264 269 машин. Однако детальное изучение результатов снова приводит к неутешительным выводам. Из 36 предлагающихся сегодня моделей сегмента, в этом году в США падает 31 модель, включая лучшие 16. Более того, еще 15 неподключаемых гибридов в этом году покинули рынок США. Если тенденция в сегменте PHEV и HEV сохранится, через три года «американская зеленая сказка» закончится. Что касается электромобилей, они будут локализованы в Калифорнии, куда по предложенному недавно проекту закона, с 2050 года должен быть запрещен въезд автомобилей с ДВС, а с 2030 года местным дилерам запретят продажу машин с ДВС.
...В России, как ни странно, предлагаются модели во всех трех «зеленых» сегментах, правда, продажи у нас штучные. Так, в первом полугодии BMW продала 26 штук i8 и всего 3 экземпляра i3. Mitsubishi i-MiEV нашел шестерых покупателей, а его «старший брат» Outlander PHEV – в три раза больше. При этом директор российского подразделения компании Такаи Наоя заявил в одном из недавних интервью, что рестайлинговый Outlander PHEV вполне может прийти в Россию. Panamera S E-Hybrid фактически покинула наш рынок – с января по июнь дилерам не отгружено ни одной машины, а вот Cayenne S E-Hybrid, наоборот, каждый месяц находит одного-двух покупателей. Единственным островком «зеленой» стабильности остается Lexus и его самая популярная экологичная модификация NX 300h – реализовано 443 авто, а вот CT 200h и IS 300h присутствуют лишь формально: 2 и 3 штуки соответственно. А как же Toyota Prius – пионер гибридного движения? Увы, только 2 реализованных автомобиля за первые полгода.