Усредненное падение цен на топливо за год в Европе составило более 10,4%. А наиболее мощное падение розничных цен, на 22%, произошло в Эстонии и Венгрии. А в Швеции и Испании – на 20%. А тем временем в России цены на заправках... выросли на 8%! При том, что в Испании и Венгрии отродясь не добывали углеводородов, а у нас их – хоть залейся. Круче чем в нашей стране бензин подорожал только на Украине да в странах нашего любимого Таможенного союза: на родине майдана — на 58,4%, в Белоруссии — на 25% ,в Казахстане — на 10%. Но тут все более или менее объяснимо – сыграли роль скачки курсов валют и прочие финансовые обстоятельства.
Есть в Европе такая страна – Норвегия. Она и Россия – больше никто на континенте нефть из земли не качает. Так даже там бензин подешевел за год примерно на 7%! Правда, и стоит он там, в пересчете на наши деньги – ого-го: в среднем 111,7 рублей/литр. Это самое дорогое автомобильное топливо в Европе. Единственное, чем в этой области мы можем гордиться – в России самый дешевый на европейском континенте бензин. Статистика утверждает, что он сейчас по стране стоит, в среднем, 35,1 рубль за литр. Всякому понятно, что так получилось исключительно благодаря обрушившемуся рублю.
Еще меньше поводов для радости, если попробовать соотнести цены на бензин с реальным уровнем жизни – со средним уровнем доходов населения. Тут для России все традиционно печально. Даже нашего «самого дешевого в Европе» бензина на среднюю по стране зарплату россиянин может купить всего 742 литра. Это меньше, чем по силам среднестатистическому венгру, хотя там топливо стоит вдвое дороже – 78,8 рубля за литр. И уж не нам жалеть «несчастных» норвежцев, вынужденных платить более 111 рублей за литр бензина. На свою среднюю зарплату потомок викингов может сейчас закупить 2677 литров горючего. О положении американских автовладельцев нам сейчас лучше даже не вспоминать. За последний год бензин за океаном подешевел почти на 31% до 42,3 рублей/литр в пересчете на наши деньги. А на среднестатистическую американскую зарплату можно «затариться» аж 4216 литрами моторного топлива. И за океаном, в отличие от наших реалий, никто не устраивает никаких «налоговых маневров» в нефтяной отрасли. Когда его придумывали в 2014 году, чиновники правительства РФ отталкивались от среднегодовой стоимости нефти $100 за баррель при курсе рубля 37,7 за доллар. «Маневр» предусматривает снижение в 1,7 раза вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты при таком же росте ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Процесс должен быть растянут на три года, начиная с 2015.
Однако сейчас даже самые оптимистичные чиновники отваживаются говорить лишь о цене нефти не более чем в $50 за баррель и среднегодовом курсе доллара на уровне 65 рублей. То есть, ситуация в отрасли и экономике изменилась радикально, а «маневр» продолжается как ни в чем ни бывало. Ряд депутатов, умеющих складывать «два плюс два» в экономике, слегка напряглись по этому поводу. В частности, получили огласку расчеты зампреда комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой. Ее выкладки демонстрируют почти катастрофическое воздействие манипуляций с НДПИ и вывозными пошлинами на нефть на отечественный рынок топлива. По данным депутата, из-за «налогового маневра» уже в первом полугодии ожидается подорожание бензина в России на 20% – примерно до 45 рублей/литр. К концу же 2015 года розничные цены на топливо могут перевалить 50 рублей/литр. Напомним, что в процессе обсуждения «маневра» правительственные чиновники успокаивали общественность, утверждая, что рост составит не более 1,8 рубля/литр. 50 рублей/литр бензина в России к концу текущего года означает одно: абсолютно все продукты и товары в магазинах подорожают еще сильней, нежели нам обещают холеные лица правительственных «пиджаков» с экрана телевизора. Они уже сейчас толкуют об инфляции чуть ли не на уровне 15% в год. А рост бензиновых цен подтолкнет его еще выше. Зато у нас есть «маневр» и самый дешевый бензин в Европе...