В том числе и потому, что на этом рынке продолжают в немалых количествах «работать» так называемые серые автошколы, ряд из которых или не имеют лицензий (или они приостановлены), или входят в «черный» список ГИБДД, официально именуемый, как «Сведения об организациях, которым было отказано в выдаче заключений о соответствии требованиям». Выпускники таких курсов, как правило «обучающиеся» по укороченным и ни с кем не согласованным программам, вынуждены потом записываться в официальные школы, работающие с «серыми» в одной связке и, по сути, покупать свидетельства об окончании курса (подробнее об этой схеме можно прочесть здесь). Понятно, что такие граждане, с грехом пополам (с третьей-четвертой попытки) сдав таки экзамены в ГИБДД, представляют серьезную угрозу остальным участникам дорожного движения.
А ведь, напомним, главная цель реформы автошкол – привить начинающему водителю первоначальные навыки и умения управления машиной таким образом, чтобы он более чем уверенно чувствовал себя на дороге в первые же дни самостоятельной езды, не создавая аварийные ситуации и не попадая в нелепые ДТП. «Серые» же губят идею на корню, ведь у многих из них нет даже нормально – по новым жестким требованиям – оборудованных классов, тренажеров, площадок для вождения, грамотных преподавателей и инструкторов. И беда в том, что власти, и в лице соответствующих подразделений Минобрнауки, и МВД, и прокуратуры, имея все рычаги для полной ликвидации таких, с позволения сказать, учебных заведений, их не задействуют!
Характерный тому пример, который был приведен на нынешнем заседании рабочей группы ОП РФ, – история со скандально известной «автошколой» ««Центральная автошкола «Безопасность», о более, чем сомнительной деятельности которой за последнее время сняты критические репортажи чуть ли ни всеми центральными телеканалами, написаны десятки разоблачительных статей в центральной прессе, а она как продолжала набирать учащихся, так и продолжает.
В распоряжении Общественной палаты в настоящее время находятся материалы, которые мы приводим практически без купюр:
«Согласно данным, полученным из открытых информационных источников (картотека арбитражных дел, решение Арбитражного суда г. Москвы по делу А40-61677/2013) установлено, что Негосударственное образовательное частное учреждение «Центральная автошкола «Безопасность» (ОГРН 1037739171910) в нарушении действующего законодательства осуществляло безлицензионную образовательную деятельность.
В настоящее время, на основании Приказа Департамента образования г. Москвы №1770 Л от 23 декабря 2014 г., приостановлено действие лицензии на право ведения образовательной деятельности Негосударственного образовательного частного учреждения «Центральная автошкола «Безопасность» (ОГРН 1037739171910).
Кроме того, у «Центральной автошколы» отсутствует заключение Госавтоинспекции о соответствии учебно-материально базы установленным требованиям и согласованные образовательные программы (данная информация размещена на официальном сайте ГИБДД России в разделе «Автошколы», подразделе «Сведения об организациях, которым было отказано в выдаче заключений о соответствии требованиям»), что является грубым нарушением лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. №966.
Однако, несмотря на решение контролирующего органа о приостановке действия образовательной лицензии и отсутствие необходимых документов, «Центральная автошкола» продолжает вести деятельность. Так, на одном из интернет ресурсов не размещена информация, что деятельность образовательной лицензии приостановлена, напротив, в разделе «Услуги» написано, что «обучение идет в составе организованной группы. Новые образовательные программы в автошколах нашего образовательного Холдинга составлены в соответствии с новыми «Примерными программами профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», утверждёнными приказом Министерства образования и науки РФ и вступившими в силу 12.08.2014. Время обучения теории ПДД составляет 134 часа, обучение вождению – 56 часов на автомобиле с механической трансмиссией или 54 часа – на автомобиле с автоматической трансмиссией». А по многоканальному телефону, указанному на сайте, предлагают пройти обучение по программе подготовке водителей транспортных средств. Кроме того, на сайте «Центральной автошколы» висит информация, нарушающая законодательство о рекламе. В частности, размещена недостоверная реклама о характере предоставляемых услуг ( о том, что это консультации), местах оказания услуг, а также указано наименования исполнителя образовательных услуг, не зарегистрированного в качестве самостоятельного юридического лица – холдинг «Центральная автошкола Москвы». Таким образом, эта информация является недостоверной рекламой, содержащей недостоверные данные и вводящей в заблуждение потребителей услуг.
Между тем, факт нарушения условий образовательной лицензии этим заведением, подтвержден судебным актами – решением Тверского районного суда г. Москвы от 14.04.2014 и 30.04.2013 о привлечении Негосударственного образовательного частного учреждения «Центральная автошкола «Безопасность» (ОГРН 1037739171910) и руководства к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.20 КОАП РФ (нарушение условий лицензии)».
От себя заметим, что присутствовавший на заседании рабочей группы представитель Минобрнауки заявил в конце встречи, что, безусловно, с подобными структурами надо бороться жестко и непримиримо (как будто эта проблема не была известна чиновникам ведомства):
– Отсечь тех, кто неэффективен. Чтобы некачественные и неэффективные ушли с рынка, – заявил .председатель комиссии по вопросам качества образования Совета по делам молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации Антоний ШВИНД.
Что ж, посмотрим, что предпримет министерство (активно, кстати, продвигавшего реформу автошкол, несмотря на жесткое сопротивление ряда других бюрократических структур) теперь.
А что касается «Центральной автошколы «Безопасность», то, как стало известно все на том же заседании, она стала первым подобным заведением в Москве, в отношении которой на основании обращений граждан и результатам проведения доследственной проверки, 1 ОРЧ ОЭБиПК УВД по САО ГУМВД России по г. Москве возбудила уголовное дело в отношении неопределенного круга лиц, по заявлениям физических лиц в отношении противоправных действий руководства Негосударственного образовательного частного учреждения «Центральная автошкола «Безопасность» (ОГРН 1037739171910). И дай бог – не последним...
А что касается «Центральной автошколы «Безопасность», то, как нам кажется, Комиссии по безопасности Общественной палаты необходимо взять это громкое дело на общественный контроль. Тем более что такие возможности закреплены законодательно.